понедельник, 25 января 2016 г.

МИР ИГР

на скачках никогда не вы игрываешь, а в карты тебе всегда везет?
— Л ты попробуй засу путь лошадь в рукав.
Анекдот
Игрой в карты грешили многие великие люди, в частности замечательный русский поэт XIX века И. А. Некрасов. Как-то он спросил своего отца о прошлом их рода. Алексей Сергеевич ответил:
538 Ю. Щербатых
— Предки наши были богаты, прапрапрадед проиграл 7000 дущ крепостных, прапрадед — две тысячи, дед (мой отец) - одну. Я - ничего, потому что нечего было уже проигрывать, но в карточки поиграть тоже любил.
Частенько садились играть в карты Достоевский, Гоголь, Пушкин, Белинский. Карты были характерной особенностью того времени, почти неотъемлемой чертой светского и чиновничьего быта, больших и малых гостиных В карты играли генералы и бюрократы, купцы и министры, степные помещики и литераторы. В клубах и салонах в один вечер проигрывали (или выигрывали) целые состояния. Из рук в руки переходили и деревушки, и большие имения с тысячами крепостных душ. Из рассказов мемуаристов можно заключить: Некрасов в залах Английского собрания представлял собой фигуру весьма необычную. Клубные завсегдатаи знали, что он отлично играет во все игры, обладает редкой сдержанностью и часто выигрывает. Огромная сила воли и самообладание не покидали его даже в самый разгар карточных баталий. По отзыву современников, он умел взвешивать все шансы выигрышей и проигрышей и умел вовремя прекратить игру.
То, что именно непоколебимое спокойствие и холодный рассудок помогали Некрасову избежать проигрыша, косвенно подтверждает одно из писем Достоевского своему другу из Висбадена, где он играл в рулетку.
Он писал: «В эти четыре дня присмотрелся к игрокам. Их там понтирует несколько сот человек, и, честное слово, кроме двух, не нашел умеющих играть. Все проигрываются дотла... Пожалуйста, не подумайте, что я форсю с радости, что не проиграл, говоря, что знаю секрет, как не проиграть, а выиграть Секрет-то я действительно знаю; он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться. Вот и все...»
А вот что писал о карточных играх бывший шулер А. Барбакару:
«Игра - это и умение не дать заманить себя в ловушку, и все обернуть так, чтобы в ловушке оказался заготовивший ее противник. Игра - не только раздача карт, шлепанье ими о стол. Она - демонстрация ловкости, выдержки, оригинальности ума, знания человеческой натуры, презрения к деньгам. (Да, и презрения. Конечно, без денег игра теряет смысл, но поди швырни на стол тысячи, рискни ими... В этот момент деньги презираемы.)».
Возвращаясь к Некрасову, надо отметить, что его взгляды во многом совпадали с мнением одесского картежника, ибо великий русский поэт писал: «Самое большое зло в игре — проиграть хоть один
Глава 6. Обман в нашей жизни 539
грош, которого вам жалко, который предназначен вами по вашему бюджету для иного употребления. Если вы котите быть хозяином игры и ни на одну минуту не потерять хладнокровия, необходимо иметь особые картежные деньги и вести игру не иначе как в пределах этой суммы».
Другими словами, по мнению Некрасова, игроку не должно быть жалко проигрываемых денег, ибо любые эмоции, а тем более жадность, лишь затуманивают рассудок, что, конечно же, сказывается
на способности человека к трезвому расчету, без которого в карточной игре нечего делать.
Рассказывают, что в отличие от других игроков его увлекала не столько задача выиграть кучу денег, сколько самый процесс борьбы со слепой фортуной, желание обуздать ее, своеобразное созна ние своего превосходства и упоение победой. Некрасов в пух и прах обыгрывал многих именитых вельмож того времени, в частности генерал-адъютанта Адперберга, личного друга Александра II. У государственного деятеля А. А. Абазе он выиграл больше миллиона франков! На «карточные деньги» Некрасов содержал литературный журнал да еще подкармливал вечно голодных литераторов-разно- чинцев. Недаром среди завсегдатаев игорных гостиных ходили слухи, что великий русский поэт был нечист на руку, но никто ни
540 Ю. Щербатых
разу не смог поймать его с поличным, поэтому об этом говорили шепотом. Но факт оставался фактом — везло Николаю Алексеевичу до подозрительности часто.
Вообще надо иметь в виду, что так же как и наркоманом становится не каждый человек, так и карточный азарт, затемняющий разум, охватывает отнюдь не всякого игрока. Исследователи из Делавэрского университета (США) обнаружили, что у людей, склонных к азарту, биохимические показатели мозга отличаются от нормы, это позволяет любителям острых ощущений испытывать от чувства опасности не страх, а эйфорию. Для таких людей азартная игра заменяет наркотическое опьянение. Временная удача делает их невменяемыми, и они повышают ставки сверх разумных пределов. Так происходит до тех пор, пока они не проиграются в пух и прах. Именно для таких азартных сверх меры людей и существуют «подставные» игроки, которые якобы выигрывают большие суммы денег, «заводя» тем самым потенциальных клиентов. Такие «подставные» работают при игре в наперстки, в различных азартных лотереях и, конечно, среди картежников. Журналист С. Романов пишет по этому поводу: «Легко выигранные деньги страшнее первого укола у начинающего наркомана», поэтому каждый человек должен трезво оценить в себе степень склонности к риску: если она выше нормы, надо тщательно избегать игорных заведений. С судьбой играть можно, а вот обмануть свое тело редко кому удается. Ученые все больше убеждаются, что чрезвычайно трудно волевыми усилиями изменить существующую в нас генетическую программу. Это все равно что пытаться научить мяукать собаку, «запрограммированную» на лай.
Все вышесказанное касалось игр, в которых против игрока сражается фортуна, то есть игр, основанных на удаче. Выигрыш или проигрыш в них определяется степенью самообладания и теорией вероятности. Однако чаще всего в реальной жизни проигрыш определяется совсем другими причинами. Его специально подстраивают карточные мошенники, так называемые шулера. За столетия существования этого теневого бизнеса ловкие мошенники разработали огромное множество приемов и уловок, позволяющих обчищать карманы доверчивых игроков. Как пишет О. Скуратов в своей книге «Преферанс. История, стратегия, тактика», к таким приемам относятся сточенные «на клин» карты и фальштасовка, называемая «запуском», кругляк или «ярославский баламут», дьявольская «галан- тинка», мгновенно меняющая номинал карты, неуловимая для глаз «держка», позволяющая шулеру сбрасывать нужную карту в нужную сторону.
Глава 6. Обман в нашей жизни 541
А взять хотя бы меченые карты... Весь играющий мир знает об этом, и тем не менее уберечься от них довольно сложно. Метку наносят столь изощренно, что даже опытный игрок не сразу раскусит подвох. Тем более если игроки только что купили колоду в магазине. Откуда игроку знать, что у шулера есть дюжина колод с разными рубашками, а заменить за столом карты для профессионала не составляет груда.
Все метки можно разделить на «химические», «механические» и «подбор». Например, можно так усилить любую линию на карте, что только посвященный в секрет углядит такую метку на заводской полоске или клеточке. Карты будут казаться абсолютно чистыми, а шулера читают их. как настольную книгу.
Более примитивны метки механические, которые делают заранее или по ходу игры куском бритвы, иголкой или ногтем.
А самая опасная метка — «подбор». Здесь требуется тщательный труд, но зато потом ни одна экспертиза не сможет доказать жульничество. Заранее покупается несколько десятков колод одной рубашки с несимметричным крапом (например, в косую полоску). На фабрике они обрезаются хаотично, и каждый угол имеет случайный рисунок. Если рассортировать карты по мастям, то можно подобрать колоду, у которой масти отличаются линией фабричного среза. Все будет прилично - метки нет, никто шулера не разоблачит и канделябром по голове не стукнет А прикуп он будет знать с одного взгляда.
Замена нормальной колоды на меченую называется «сменкой». Но бывает более изощренный замысел. Шулера заранее складывают «пароходный» мизер, который ловится на несколько взяток. Или крупная игра «без многих» - у мошенников богатая фантазия. Шулер обычно дает снять нейтральную колоду, а подготовленную держит в левой руке за кромкой стола. В этот момент его напарник обязан чем-то отвлечь партнеров, например, затеять спор из-за якобы неправильной вистовой записи. Кстати, вся операция проводится тогда, когда вся компания устанет и бдительность будет притуплена.
На коленях шулера, как правило, лежит снятый пиджак или большой платок. Решительным движением он передвигает нейтральную колоду к краю стола, где в левой руке у него зажата заготовленная колода. Первая неслышно падает на ткань, а сложенная заранее поднимается над столом и раздается как ни в чем не бывало.
Чтобы все это проделать, нужно иметь не только решительность, но и нахальство, а этих качеств шулерам не занимать.
С помощью меченых карт герой одного из рассказов О'Генри
5 4 2 Ю. Щербатых
вчистую обыграл своего компаньона, только что обчистившего банк и решившего открыть карточный притон. Он рассказывает:
«Во всем городе был только один магазин, где продавались игральные карты. Я пошел туда и скупил все колоды, какие только были в магазине. На следующее утро, чуть только магазин открылся, я принес все колоды обратно. Я сказал, что мой компаньон передумал и не дает мне денег на открытие игорного дома, так что эти колоды мне не нужны. Хозяин магазина согласился взять их назад за пол- цены.
Да, да, да, на этой комбинации я потерял семьдесят пять долларов. Но карты недаром пролежали у меня всю ночь. Всю ночь я корпел над ними и ставил крапинки на каждую карту...»
Его компаньону пришлось купить именно эти карты, так как в том маленьком городке других магазинов не было. Понятное дело, что Джефф Питерс, прекрасно зная обратные стороны карт, за один вечер обчистил не только всех посетителей игорного дома, но и его владельца.
Сейчас, когда мы переступили порог XXI века, изменилось и техническое оснащение мастеров крапленой колоды. Так, уже в 80-е годы XX века одесские шулера применяли радиотехнические приспособления для организации «маяков» — тайных сигналов для ознакомления с картами противника. Вот что пишет А. Барбакару в книге «Записки шулера»:
«И вот внедрили новинку, которую, были уверены, раскусят не скоро. Использовали технические средства. В прямом смысле - радиомаяки. Особо не мудрили: устройство взяли из радиоуправляе мой модели самолета (в «Юном технике» продавалась). Приемное устройство один из наших, он во Дворце пионеров когда -то кружок посещал, оформил в виде миниатюрной катушки, в которой находился подвижный заостренный сердечник. При получении сигнала сердечник выдвигался. Устройство крепилось пластырем либо под мышкой, либо в области бедра, там, где карман. Мне и еще одному из наших крепление под мышкой не нравилось. Щекотно.
Случались накладки: ложные сигналы. Технарь наш пояснил: за кономерные неприятности. То грозовые разряды поблизости, то в линии электропередачи неполадки (из-за этих неприятностей я однажды на мизере шестью взятками обогатился)...
Потом, сам доходя, у людей уточняя, я выяснил, что значит фосфор. Игрок держит под рукой, или в кармане, или прямо на виду губку, пропитанную бесцветным влажным соединением фосфора. Якобы смачивает пальцы, чтобы удобней играть было. (Многие кар-
Глава 6. Обман в нашей жизни 543
техники пользуются влажной губкой.) Соединение во время игры наносит на рубашку карт, используя определенную схему. Элементарный крап. Но чтобы он был различим, играют в темных очках. Причем нижняя часть стекол, буквально тоненькая полоска, затемнена совсем. Вот через нее-то и заметно свечение».
Теперь немного о других играх, которые не хуже карт способны опустошить карманы любителей посоревноваться с «госпожой удачей». Конечно же, самой известной из них является знаменитая рулетка, которая в сознании большинства людей является неотъемлемым атрибутом «красивой жизни».
Монте-Карло, Лас-Вегас, невозмутимый крупье в строгом черном костюме, зеленое сукно игорных столов и матовые плечи рос кошных женщин, кучки разноцветных фишек, за которыми стоит огромное богатство или неожиданное разорение... Что там еще в стандартном джентльменском наборе, без которого не обходится редкий шпионский роман? На самом же деле все гораздо проще и прозаичнее. Люди, у которых есть лишние деньги, хотят немного разогреть себе кровь азартом, а казино за определенную сумму предоставляет им такую услугу. Правда, иногда встречаются сумасшедшие, которые мечтают таким образом разбогатеть... Что ж, казино принимает и их — и методично раздевает до нитки. Правда, некоторых - примерно одного из тысячи - оно по-царски одаривает (разумеется, не тратя на это ни цента - за счет других клиентов), с тем чтобы этот блаженный разнес потом на весь свет легенду о возможности заработать миллионы за один вечер.
Ведь недаром Гарри Гаррисон писал в своей знаменитой эпопее о Язоне дин Альте, что все игорные заведения мира действуют по одному принципу: «. только оформление различается, а суть одна. На виду — игра и публичные развлечения, за кулисами — все то, чего не выставляют напоказ. Теоретически выигрыши не ограничивались, однако это правило действовало лишь до какого-то предела. Стоило кассе казино понести ощутимую потерю, как честная игра кончалась, и с этой минуты удачливому клиенту следовало глядеть в оба».
А начиналась рулетка в XVII веке, когда кардинал Джулио Ма- зарини выпросил у Людовика XIV разрешение на так называемую придворную хоку — исключительно для пополнения оскудевшей государственной казны. Эта игра была основана на угадывании чисел, расположенных по окружности вращающегося колеса. Цифр тогда на этом колесе было тридцать - для игроков и еще два нуля — зеро, при выпадении которых, что составляло один к пятнадцати, все
544 Ю. Щербатых
ставки забирала казна. Таким образом, игроки уповали на судьбу и перераспределяли между собой деньги, а государство стояло за их спинами, неутомимо забирая каждую шестую монету.
Как пишет газета «Мошенники» №3 за 1996 г.: «...Современная рулетка появилась в Англии в конце XIX века. Ирландский авантюрист капитан Брэдтрит сочинил игру «ЕО», где вращающееся колесо было размечено уже на сорок клеток: двадцать «Е» и столько же «О» ( элементарное «чет» и «нечет»). Однако в 1845 году пекущаяся о нравственности Британия запретила в своем королевстве все азартные игры, включая рулетку.
В наше время самой играющей страной признано княжество Монако. А начиналось все так: в 1863 году к Карлу III обратились некие братья Блан. Они пообещали монарху два миллиона франков дохода ежегодно, нескончаемый поток туристов и мировую известность... Обещание было исполнено! Уже через пару лет княжество обогатилось и запроцветало, его счастливые жители были освобождены от налогов и пошлин. Что удается им и по сей день...»
А теперь перейдем от аристократической рулетки к играм хоть и более банальным, но тем, с которыми у нас гораздо больше шансов встретиться, - хотя бы к привокзальным и рыночным лотереям Можно долго и нудно рассказывать, что все это обман и мошенничество чистой воды, но лучше будет послушать исповедь конкретной потерпевшей, которая была опубликована в воронежской газете «Инфа» (№29, 1996).
«У входа на стадион «Труд», а попросту на центральную «толкучку», меня остановил голос:
- Девушка, подождите! Подойдите сюда.
Голос шел из глубины небольшого киоска и принадлежал молодой женщине. Перед киоском толпился возбужденный народ.
Какой-то мужчина указал мне на компьютер в окошке киоска: на светящемся экране замерли перед стартом шесть всадников на шести дорожках.
- Девушка, вы лицо незаинтересованное. Нажмите на кнопку. Какая лошадь придет к финишу первой - тот и победит.
«Ну что ж, нажать на кнопку мне не трудно», - решила я. Сказано — сделано, и все бы ничего, но молодой человек, лошадь которого взяла приз - 30 тысяч, в знак благодарности купил мне жетон, дающий право на участие в розыгрыше. (Всего жетонов — шесть, по числу лошадей, и они продаются участникам за 5 тысяч ) Подаренный жетон ни к чему не обязывал, я ничем не рисковала, а потому сомнений — играть или нет - у меня даже не возникло.
Глава 6. Обман в нашей жизни 545
Уже другое незаинтересованное лицо нажало на кнопку, и... И к финишу одновременно пришли две лошади — моя и стоящего рядом мужчины.
Девушка в киоске просияла и затараторила: «У нас два победителя. По условиям игры ни один, ни другой не получает приза, но я могу предложить вам суперигру, в результате которой выигравший получит 130 тысяч рублей. Условия таковы...»
Короче, если объяснить простым русским языком, условий было два: просто играть или играть и делать ставки. Если один из играющих отказывался участвовать, то приз автоматически получал другой (нужно согласие обоих).
А чтобы начать игру, требовалось ни много ни мало — 15 тысяч с каждого претендента на приз.
«Черт возьми! Ведь 130 тысяч на дороге не валяются! — подала голос не самая лучшая сторона моей натуры. - Рискни!» И я рискнула, успев подумать: «Все. Надеюсь, больше от меня ничего не требуется».
Как бы не так! Если меня устраивал первый вариант игры, то моему сопернику он явно не подходил. Он решил делать ставки и поставил тысячу. Я - две. Он - еще четыре.
- Девушка, ставьте! Ставьте побольше! - зашептали мне в уши сочувствующие. - Чем больше поставите, тем больше вероятность победить. Не стесняйтесь!
Но я уже колебалась, мой соперник это почувствовал и накинул сверх всей суммы еще 10 тысяч.
- Девушка, давайте я поставлю за вас, — предложил мне стоявший рядом молодой человек.
- Ставьте, - равнодушно бросила я
Мне было уже все равно - я чувствовала, что приз уплывает у меня из рук.
Союзник поставил 15, соперник - 90; я отдала свои жетоны девушке в окошке и пошла прочь.
...Говорят, новичкам везет. Не верю!»
Подобных лотерей придумано много Там могут бегать лошади, машины, пришельцы из космоса или тараканы. Только вот бегут они по одной программе - составленной смекалистым человеком, которому не нравится отбирать деньги у честных граждан темной ночью с пистолетом в руках. Он почему-то предпочитает это делать ясным днем. Хотя результат, как ни странно, получается абсолютно одинаковый!
546 Ю. Щербатых

Комментариев нет:

Отправить комментарий