Педагогика это небла годарная профессия, все успе хи которой можно приписать природе, оставив педагоса от дуватъся за все неудачи под чиненных.
В. Кротов
Обман в педагогике можно условно разделить на три категории: обман со стороны педагога, со стороны ученика и взаимный обман. В свою очередь, каждая указанная категория распадается на несколько вариантов в зависимости от доминирующего мотива: обман со стороны педагога может иметь целью извлечение какой- нибудь пользы для себя лично или же может быть направлен на благо ученика. В последнем случае, несмотря на различные мотивы, заставляющие учителя говорить заведомую неправду, он может делать упор на негативные или позитивные эмоции. Материал данной главы основан на реальных фактах и получен путем анкетирования и бесед со студентами во время преподавания автором курса педагогики в одном из вузов.
К примерам «мягкого» обмана, направленного на стимулирование у ученика желания учиться, можно отнести «заведомо нереальное обещание». К примеру, учитель, для того чтобы заставить нерадивого ученика выполнять домашние задания, обещает спрашивать его на каждом уроке в течение месяца. После чего спрашивает пару раз и оставляет в покое. Такой поступок будет оценен окружающими скорее не как обман, а как невыполненные обещания.
Глава 6. Обман в нашей жизни 573
Другой пример: учитель рассказывает школьникам о якобы полученной им конфиденциальной информации по поводу разделения их класса на две части - в одном будут учиться способные дети, а во втором - слабые. В этом втором классе будут выдавать неполноценные аттестаты, с которыми невозможно будет поступить в вуз. Это случай обмана типа «ссылки на непроверяемые сведения», рассмотренный нами ранее.
Возможен и перевод потенциальной угрозы на более высокий уровень, когда учитель сообщает, что через несколько недель ожидается приезд в школу высокой комиссии из министерства, которая имеет полномочия для применения различных карательных мер по отношению к нерадивым, неуспевающим ученикам — отчисления из данной школы с переводом в спецшколу для умственно отсталых, оставления на второй год. замены аттестата на справку, лишающую возможности поступления в вуз, и пр. Затем от этого сообщения легко откреститься, сообщив, что комиссия приехала в другой город, другую школу или вообще передумала ехать.
Возможен и обман с элементами шантажа: учитель грозит нера дивому ученику, что его оставят в этом классе на второй год, хотя сам осознает нереальность такой угрозы (допустим, данный ученик не настолько слаб, как это утверждает учитель, или у этого ученика достаточно влиятельные родители, которые смогут «перетащить» его в следующий класс даже при отсутствии знаний).
Все вышеперечисленные случаи обмана построены на использовании негативных эмоций и. как утверждают психологи, не являются оптимальными в плане развития личности. Вот несколько ветре-
5 7 4 Ю. Щербать»
чавшихся в жизни случаев обмана с использованием позитивных эмоций.
Учитель в целях повышения заниженной самооценки и дополнительного стимулирования ученика может заведомо завысить ему отметку, похвалить его (хотя объективно его ответ не дает оснований для такой похвалы или высокой оценки), как бы наградить его авансом. Такой «святой обман» часто бывает необходим, для того чтобы слабый ученик поверил в свои силы и убедился, что он способен хорошо учиться и получать высокие оценки.
Сюда относятся случаи, когда учитель, желая вызвать повышенный интерес к своему предмету, начинает на вымышленных примерах рассказывать, как необходимы знания по его предмету в будущей жизни, как это может пригодиться ученику в его самостоятель ной деятельности и т. д. Здесь возможны два варианта, различные в этическом аспекте: в первом учитель сам искренне любит свой предмет и верит в то, что рассказывает, и во втором варианте — если учитель понимает, что обманывает учеников, но делает это сознательно, полагая, что любые средства хороши, если они заставляют учеников лучше учиться.
Для поднятия своего авторитета учитель может много рассказывать о своей жизни, приводя различные вымышленные примеры: как он замечательно учился, в каких путешествиях принимал участие и пр. Такой вид обмана в принципе допустим, но имеется определенный риск, так как в случае разоблачения хотя бы части таких выдумок доверие к учителю резко падает. Поэтому учителя чаще рас сказывают вымышленные истории о других людях: «одноклассни ках», «знакомых» и т. д. Смысл таких нравоучительных историй обычно один: те из них, кто хорошо учился, потом поступили в вузы и сделали успешную карьеру. А те, кто пропускал занятия, ленился и получал двойки, не смогли найти приличную работу и влачат жалкое существование.
Правда, эти истории в последние годы работают все хуже. Увы, реальная жизнь доказывает ученикам, что в наше время успеха зачастую добиваются не самые умные или прилежные, а более наг лые и напористые. Отсюда и такое количество анекдотов про «новых русских», которые по уровню интеллекта находятся где-то между «чукчами» и «Петькой» из чапаевской серии.
Встречаются два бывших одноклассника: бывший отличник, а ны не нищий инженер, и бывший двоечник, а ныне «новый русский».
— Как же ты разбогател? - удивляется инженер - Ты же в школе считать-то толком не умел.
Глава 6. Обман в нашей жизни 575
- Да так вышло. Покупаю оптом сигареты в Польше по доллару, а потом здесь продаю по три Вот так и живу на эти два процента...
К педагогическому обману, встречающемуся не только в школе, но и в семейном воспитании, относится создание вымышленных моделей мира. Например, если родитель или педагог считает, что какая-то новая информация не впишется в существующую на данный момент в сознании ребенка картину мира, то он прибегает к явной лжи (или назовем это мягче - выдумке). Отсюда и весьма распространенные сказочки, которые рассказывают детям об их происхождении: «нашли в капусте», «аист принес», «купили в магазине»...
Или же вспомним родительские страшилки: «Если будешь баловаться, тебя заберет дядя-милиционер...» или «Придет бабай и посадит в мешок». Даже колыбельная песенка есть соответствующая - для того, наверное, чтобы сны детям соответствующие снились:
Придет серенький волчок И укусит за бочок...
Теперь обратимся к обману со стороны ученика. Чаще всего он встречается во время экзаменов, когда ученики должны демонстрировать свои знания по тому или иному предмету. Надо сказать, что сама система нашего образования, нацеленная большей частью на приобретение формальных знаний и заучивание большого фактического материала, провоцирует человека на применение шпаргалок. Это все равно что заставить сдавать учеников таблицу логарифмов: выучить практически невозможно, и остается два выхода - получить «двойку» или «содрать». На многих экзаменах от студентов требуют знания массы сведений и цифр, которые можно найти в любом справочнике, но которые по условию тестирования человек должен запоминать наизусть. Если бы у учеников выясняли умение оригинально и творчески мыслить, то шпаргалки были бы не нужны. Однако в нашей педагогике по ряду объективных и субъективных причин преобладает так называемый «репродуктивный метод», подталкивающий учеников к незаконным методам.
По сложившейся студенческой классификации все методы «сдирания» делятся на две большие категории: собственно «шпоры» и «медведи» (они же «бомбочки»). Разница состоит в методике списывания, поэтому они и готовятся по-разному. Классические шпаргалки используются скрытно от преподавателей и поэтому должны быть маленькими и незаметными. «Медведи» же предназначены для открытого списывания и поэтому пишутся на больших листах бумаги. Теперь поговорим о них более подробно.
576 Ю. Щербатых
Одной из наиболее часто встречаемых форм шпаргалок является так называемая «гармошка», состоящая из многократно сложенной узкой полоски бумаги. Реже встречается «книжка», которую сшивают из миниатюрных - размером со спичечный коробок — листочков. Основное требование к «книжке» - она должна помещаться в кулаке. Обычно ее держат в левой руке и листают средним пальцем. Достают ее из кармана вместе с носовым платком; туда же и отправляют при приближении преподавателя. Один мой однокурсник по университету Сергей К. изготавливал изумительные по качеству «книжки» размером в несколько сантиметров, причем удивительно четким почерком. Кроме того, он значительно усовершенствовал саму технологию их применения. «Книжка» с формулами крепилась к тонкой резинке, второй конец которой пришивался к воротничку рубашки. Резинка продевалась в рукав пиджака с небольшим натяжением, так что в свободном виде «шпора» находилась чуть выше запястья под пиджаком. Когда преподаватель был далеко, Сергей, изящным жестом поправляя тщательно отутюженные манжеты, извлекал на свет Божий свой шедевр подпольной полиграфии и начинал активно «сдирать». Когда же опасность в лице доцента приближалась на критическое расстояние, он просто разжимал пальцы, и «книжка» сама моментально влетала под рукав пиджака.
В дни летней сессии, когда появление студента в пиджаке для опытных преподавателей служило сигналом возможной шпаргалки, Сергей приходил в аудиторию в рубашке и роскошном широком галстуке. Сами понимаете, что находилось под ним: пять-шесть пришитых «книжек» — полное собрание если не собственных сочинений, так летописей под названием «Что нового пишут в учебниках». Кстати, большинство преподавателей с пониманием относились к «шпорам» (видимо, помнили свои студенческие годы) и искренне восхищались особо остроумными изобретениями. Так, помню, одного парня подловили на новой модификации шпаргалки типа «рулет» (кстати, довольно неудобной в использовании). Он на экзамене по высшей математике использовал выпотрошенные большие часы на цепочке, в которых просмотр «шпоры» осуществлялся подкручиванием головки завода. Ассистент его поймал, но, восхищенный его «изобретением», не выгнал сразу, а разрешил взять другой билет (впрочем, это его не спасло). По-видимому, этот «Кулибин» все время, отведенное на подготовку к экзамену, потратил на раскурочивание дедушкиного хронометра и не удосужился как следует прочитать учебник.
Глава 6. Обман в нашей жизни 577
Особую, весьма интимную, эпопею представляют «шпоры» на женском теле. Здесь у студенток были явные преимущества перед нами, так как заподозривший неладное преподаватель мог запросто попросить студента расстегнуть пиджак или приподнять брюки. Девушкам такие предложения делать остерегались, вот они и пользовались вовсю своим особым положением. Наиболее частые места для шпаргалок - ноги выше колен, причем чем выше, тем надежнее (хотя доставать «гармошки» из некоторых особо интимных мест им было затруднительно). Так как нужные бумажки имели привычку в неподходящий момент выпадать из-под юбок, самые отчаянные любительницы пятерок рисовали формулы прямо на бедрах, а потом, сидя на задней парте, устраивали «стриптиз», к неописуемому удовольствию сидящего рядом однокурсника. Но ради отличной оценки или повышенной стипендии девушкам приходилось терпеть.
Как-то, преподавая анатомию в медицинском училище, я столкнулся с одной весьма нерадивой студенткой, которая тем не менее демонстрировала на зачетах прекрасное знание костей и мышц человеческого тела, причем на латинском языке и без ошибок. Естественно, что такой нонсенс заставил меня присмотреться к ней на экзамене повнимательнее, но я не мог заметить ничего подозрительного. Когда я находился далеко, она увлеченно писала ответ на листе бумаги, когда же я подходил ближе, она откладывала ручку и изображала крайнюю задумчивость. В столе и на коленях у нее ничего не было, в правой руке она держала ручку, левая лежала на столе. Чиста, как правда, да и только! Но все-таки я ее подловил. Фокус был прост и изящен, и если бы она «сдирала» со шпаргалок, а не с изодранного в клочья учебника, видит Бог, я бы ее простил! Но она вырвала пачку листов из учебника, а я не люблю неуважительного отношения к книгам. Ей пришлось сдавать анатомию три раза. Вот как обманывала меня та студентка.
Так как дело было в медучилище, на ней был полупрозрачный белый батистовый халат. Под ним, на коленях, - листы из учебника по анатомии. Когда она плавным движением ног слегка натягивала халат, он плотно прилегал к листочкам книги и становился прозрачным. Она списывала сквозь халат! Но когда я подходил поближе, она чуть сдвигала колени, халат топорщился, чуть приподнимаясь над бедрами, и листы книги становились не видны.
Теперь от шпаргалок перейдем к «медведям», или «бомбочкам», которые лично мне нравились гораздо больше. Делались они так: на обычных тетрадных листах нормальным рабочим почерком крупными буквами заранее писались ответы на экзаменационные во578
Ю. Щербатых
просы. Затем пачка «заряжалась» или в пришитый к пиджаку носовой платок, или в распоротую подкладку. На экзамене вам остава лось только незаметно извлечь нужный листок, положить его на стол, потом смело по нему отвечать преподавателю. Здесь был только один критический момент - нужно было одним элегантным движением достать именно нужный лист из толстой пачки близнецов «медведей», а дальше все зависело от вашей наглости. Я один раз, отвечая физику, обсчитался на один лист и вынул не ту бумагу. Со второго раза все прошло нормально, но что мне было делать с написанным ответом по второму закону термодинамики, если у меня в билете спрашивался закон Ван-Гоффа? Начал я заталкивать листок под энцефалограф, а бумага оказалась глянцевой — шуршала она. как гремучая змея в прериях. Пришлось изображать острый бронхит и в такт судорожным приступам кашля мять проклятый лист и запихивать его подальше. Тем не менее свою пятерку я в тот раз получил... хотя и не обиделся бы за «пару», если бы меня подловили. Экзамен - это лотерея-с, господа!
Надо добавить, что хороший «медведь» должен быть очень естественным — ведь во время ответа он открыто лежит перед носом у преподавателя. Поэтому там нужно побольше черкать, рисовать рожицы и стараться писать ужасно неразборчивым почерком. Чистенький «медведь», исписанный ровными буквами, сразу вызывает подозрение. Противопоказаний для использования такой формы списывания два: заранее проштампованные листки, которые выдают прямо на экзамене, и жара: под рубашку или брюки трудно засунуть сорок-пятьдесят больших листков и при этом их не помять.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
Если судить по американ ским галетам, можно поду мать, что Америку населяют исключительно голые женщи ны и кинозвезды.
Леди Астор
Средства массовой информации (в дальнейшем — СМИ) занимают особую позицию в отношении лжи и обмана.
С одной стороны, именно СМИ зачастую являют собой единственную возможность для граждан страны узнать правду о продажных политиках и нечистоплотных бизнесменах, а с другой — имен-
Глава б. Обман в нашей жизни 579
но через газеты и телевидение в сознание людей проникает заранее сфабрикованная ложь.
Поэтому бессмысленно однозначно восхвалять или охаивать СМИ, ибо они, как и всякий другой инструмент человеческой цивилизации, могут служить во зло и во благо.
Надо отметить, что газетам всегда было свойственно «вольно обращаться с фактами», ибо только нечто сенсационное, необычное
может привлечь внимание читателей и поднять тираж издания, а значит, и расценки за рекламу. Хорошо, когда сенсации появляются сами, а если нет... как говорил великий Вольтер, если бы Бога и не было, его следовало бы выдумать. За неимением настоящих сенсаций газетчикам иногда приходится создавать их буквально из ничего.
В качестве примера можно сослаться на историю, рассказанную великим русским певцом Ф. И. Шаляпиным на страницах «Синего журнала» за 1912 год. В своей статье, красноречиво озаглавленной «Пресса и я», знаменитый исполнитель оперных арий рассказывал, как во время его заграничных гастролей одна провинциальная газета ни с того ни с сего написала, что, мол, Шаляпин надумал писать мемуары Редактор другой газеты, делая обзор прессы, натолкнулся на это сообщение и, так как гастроли оперного театра проходили в Италии, добавил от себя: «Мемуары Шаляпина пишутся на итаФ.
Шаляпин
5 8 0 Ю. Щербатых
льянском языке». Третья газета дополнила эту музыкальную сенсацию: «Мемуары издаются известной итальянской фирмой «Рикор- ди». А далее пошло-поехало. На страницах газет замелькали новые подробности ненаписанных воспоминаний. «Мемуары Шаляпина проданы за 100 тысяч лир». — со знанием дела писало одно издание. «Нам сообщают из достоверного источника, что рукопись мемуаров Шаляпина украдена у автора неизвестными злоумышленниками», - сообщала другая газета.
Закончилась эта история тем, что Шаляпина обвинили в том. что, создавая вымышленные истории о краже своих мемуаров, Шаляпин намеренно раздувает шумиху вокруг своей персоны.
Журналисты практикуют обман не только читателей, подсовы вая им заведомо «жареные» факты и небылицы (типа огромных крыс- мутантов, якобы обитающих в московском метро, которыми пугала одна газета гостей и жителей столицы несколько лет назад). Иногда обман применяется в процессе сбора вполне правдивого материала, когда журналисты скрывают свою принадлежность к средствам массовой информации и выдают себя за людей других профессий.
Так, например, в одном голландском банке появились два господина с портфелем, набитым наличными деньгами. Их интересовало, как выгоднее всего вложить и приумножить эти денежки, а главное - избежать налогообложения. Они не скрывали, что не хотят делиться с государством своими доходами и ищут банк, который помог бы им в этом деле. Они посетили несколько банков, и в каждом им давали различные советы, как перехитрить государство, причем каждый банк предлагал себя в качестве лучшего экспер та по этой части. Среди предложенных им советов встречались и явно противоречащие голландскому законодательству: приобретение акций на подставные фамилии, открытие счета на вымышленное имя, а также анонимного счета, о котором никто, кроме банкира и вкладчика, не знает. И ни в одном банке им не сказали: «Все надлежащие налоги надо платить!»
Вскоре разразился громкий скандал. «Бизнесмены» оказались журналистами, которые записывали все разговоры на магнитную пленку, а потом опубликовали криминальные советы «честных банкиров».
Публицисте. С. Дзарасов в журнале «Октябрь» (№ 8, 1996) пишет: «Новые власти и ангажированные ими СМИ не вправе претендовать на роль такой политической силы, с позиции которой якобы только и видно, где истина, а где заблуждение, в чем правда, а в чем ложь. Роль средств массовой информации... вовсе не в том.
Глава 6. Обман в нашей жизни 581
чтобы наставлять нас, вбивая нам в голову свои — чаще всего малокомпетентные — представления, а в том, чтобы правдивостью информации помочь понять зрителю наши насущные проблемы. Не льнуть к власти в качестве ее четвертой или иной по порядку силы, а быть голосом и совестью народа».
Все эти слова в целом правильные и хороши, но. как многие другие благие пожелания, к сожалению, невыполнимы. Ибо нельзя вычленить морально-этический компонент из всей совокупности общественных отношений, абстрагируясь, в частности, от отношений экономических.
Да, печать, радио и телевидение должны быть правдивы и объективны; да, желательно, чтобы они не унижались до альянса с властями предержащими в деле обманывания собственного народа, но... мы забываем задать себе простой вопрос: откуда СМИ берут деньги на свою деятельность? И если мы четко ответим на него (а это само по себе не просто), то и поймем, кто «заказывает музыку». Пока средства массовой информации не получили в нашем государстве реальной экономической независимости, они будут лишь рупором тех сил, которые платят им за работу. Максимум, на что мы можем надеяться, — это на наличие в обществе двух равновеликих конкурирующих сил. скажем, государства и бизнеса, которые будут устами СМИ сообщать народу правду о своем сопернике. Пока же в России государство и предприниматели выступают в разных весовых категориях, а чиновники имеют слишком много простых способов (в виде произвольного изменения дотаций, платы за аренду, коммунальные услуги и энергию, давления на спонсоров и т. д.) влиять на строптивых редакторов и владельцев СМИ
Зачастую известное выражение «Поэт в России больше, чем поэт» проецируют и на журналистику, придавая ей особую харизму общественно-политической трибуны, к которой обязаны прислушиваться миллионы людей. Да, так было в краткую и бурную эпоху перестройки и гласности, когда выходившие миллионными тиражами газеты и журналы были призваны резко изменить мировоззрение людей, опутанное тоталитаризмом. Я помню, как в 1989 году мое письмо в «Огоньке» в защиту атеизма, растиражированное 3 миллионами 350 тысячами экземпляров, вызвало определенный общественный резонанс. Но сейчас другое время, другие тиражи, и интерес к информации из политико-моральной области неуклонно перемещается в коммерческую. Информация окончательно стала товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ее рекламируют. убеждают купить, поворачивают наиболее приглядной сто582
Ю. Щербатых
роной и ругают подобный «товар» конкурентов. И так же, как на рынке вам могут подсунуть гнилой виноград, из газет и телепередач вы можете получить сенсацию «с душком», ибо очень трудно наказать журналиста за предоставление ложной информации.
В свое время в справочниках по общественным наукам можно было встретить пассажи типа: «Буржуазная пропаганда, стремясь ориентировать массы в своих целях, широко использует методы дез информации, необьективно излагая факты и сущность событий, замалчивая важные сведения, делая малозначимые события сенса - ционными».
Теперь вас можно поздравить — все это в полной мере относится и к российским СМИ. Ведь у нас «на дворе» капитализм (хоть и уродливый), а значит, и пропаганда из коммунистической стала буржуазной. Журнал «Наш современник» еще в 1990 году писал: «Сейчас все понимают, какая это огромная сила - СМИ (средст ва массовой информации), особенно телевидение. Они охватыва ют людей всех категорий. И если в книгах можно иногда перечесть предшествующую страницу и убедиться, что говорилось несколько времени тому назад, то здесь не проверишь, и вынужден в большинстве принимать на веру. Здесь возможен диалог, но особый, на экране будут задаваться вопросы, но только те, которые разрешил редактор отдела или вышестоящий. Несмотря на отдельные или частые выпады СМИ против политики правительства и президента, все же мы все понимаем, что СМИ проводят именно политику пра вительства и президента, и убедились неоднократно в том. что, в чьих руках телевидение, у того и власть. Если сравнить современ ное общество с организмом, то СМИ играют роль нервной системы:
Глава 6. Обман в нашей жизни 583
они передают сигналы от органов чувств, суммируют их в центральной нервной системе и передают другие сигналы, заставляющие отдельные участки тела - человеческие общества, группы населения - действовать «целенаправленно», т. е. согласованно в направлении выполнения заранее заданной программы. А как и кем вырабатывается эта программа, всем ясно: «кто заказывает музыку, тот и платит».
Мы не раз убеждались и видели, что средства массовой информации часто применяют приемы, которые по своей сути являются обманными: умалчивание неприятных фактов; дискредитация противников любыми средствами; тенденциозное изображение «своих» и «чужих»; наводящие вопросы в интервью, практически предопределяющие ответ; ссылки на неизвестные источники - «говорят», «здесь считают»; быстрое искажение смысла только что выступавшего оратора на противоположное и так далее».
Существует мнение, что СМИ работают открыто. Однако это не совсем так. Они всячески стремятся скрыть свою роль создателей идеологий, мнений и направленность своих взглядов. Сильная дымовая завеса имеет целью скрыть эту сторону явления. Не раз говорилось, что СМИ лишь сообщают факты, новости. Представители средств информации всячески сопротивляются выявлению своей политической ориентации. На самом же деле через газеты и телевидение народ чаще всего получает не объективную информацию о событиях, а интерпретацию этих событий с позиций того или иного босса от СМИ или его спонсора. Мало кому из редакторов в России удается быть полностью объективным, исключив таким образом возможность проникновения ложной информации в сознание слушателей или читателей.
Сейчас явной цензуры нет, ее роль взяли на себя деньги. Тот, у кого их нет, не может донести свои взгляды до народа, а у кого они есть — не хочет их потерять. Поэтому читатели, зрители и слушатели получают правдивую информацию в весьма своеобразных пропорциях и дозах - обычно в период выборов, когда политические противники используют неприглядную правду в качестве борьбы против своих политических соперников.
Не стоит сбрасывать со счетов и печальные традиции русской политической мысли — ведь практически на протяжении всей истории существования прессы на Руси работал механизм цензоров, с безжалостностью Прокруста корректировавший все выходившие книги и газеты. Первая русская газета вышла при Петре I в начале XVIII века, и за почти трехсотлетнюю историю российской журна584
Ю. Щербатых
листики менее года (в общей сумме) существовала свободная пресса! Это были периоды первой (конец 1905 - начало 1906 г.) и второй русской революции (середина 1917 года). Все остальное время до 1990 года русская журналистика находилась под неусыпным надзором специальных чиновников. Сначала это были цензоры царские, а потом коммунистические, но разница была небольшая — именно они владели монопольным правом решать, что является ложью, а что правдой.
Г. И. Мясников
В этом плане интересно будет вспомнить полемику о свободе слова между В. И. Лениным и профессиональным революционером Г. И. Мясниковым - тем самым, что самосудом расстрелял в 1918 году великого князя Михаила. Жизнь и трагедия Мясникова весьма поучительны. При царском режиме он прошел через тюрьмы и ссылки, был подвергнут пыткам и побоям. Когда большевики, придя к власти, стали устанавливать свою диктатуру. Мясников поднял свой голос против нее, за что снова был брошен в тюрьму. С 1923 по 1928 год он провел в тюрьмах Вятки и Томска, пока не совершил побег в Иран и далее в Турцию. Потом были Франция и Германия, затем борьба с фашизмом, в которой погибли оба его сына В 1946
Глава 6. Обман в нашей жизни 585
году по личному приказу Сталина его выманили в СССР и расстреляли.
Вот что писал в начале 20-х годов этот человек Ленину:
«Кто хочет сейчас, чтобы наша партия стала в глазах пролетариата не комищейкой, а комячейкой, кто хочет, чтобы при этих тяжких условиях, в которых находится наша страна, измученный рабочий шел за нами, тот должен сказать, что, кроме свободы слова и печати, нет возможности достичь этого».
В. И. Ленин
А вот что ответил ему «вождь мирового пролетариата»:
«Свобода печати поможет силе мировой буржуазии. Это факт. Не очистке коммунистической партии в России от#ряда ее слабостей, ошибок, бед, болезней послужит свобода печати, ибо этого не хочет мировая буржуазия, — а свобода печати станет оружием в руках этой мировой буржуазии. Она не умерла. Она жива. Она стоит рядом и караулит».
Что это, как не набор заклинаний, направленных на одну цель - запугать людей мифической опасностью, обосновывая таким образом запрет на правду, а точнее — оправдывая лживость своих средств массовой информации? Но правда, как родниковая вода, имеет
586 Ю. Щербатых
свойство пробивать себе путь к свободе, и я хочу надеяться, что тот «бесцензурный» период жизни нашей страны, в котором мы живем, является только самым началом новой эпохи, в которой каждый человек сможет получив из средств массовой информации любую информацию, максимально свободную от искажений.
Я не призываю вас полностью отказаться от обмана - материал этой книги показывает, что такое невозможно. Однако вполне реально снизить количество лжи на планете до минимума, и эту задачу каждый из нас должен решать сам по мере своих возможностей.
В заключение я хочу пожелать читателям не только умения рас познавать обман в любых его проявлениях, но и такой судьбы, чтобы вам не приходилось обманывать других людей.
Пусть каждый из нас привнесет в этот мир частицу правды, но не холодной и безжалостной, а доброй и человечной. И я уверен, что жизнь тогда станет лучше. По крайней мере, я на это надеюсь!
АФОРИЗМЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ
«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».
В. С. Соловьев
«Всякая безнравственность проистекает из коллизии должного с желаемым, страстей с разумом - и имеет источником силу чувственных побуждений и слабость моральной воли».
Ф. Шиллер
«Нравственность - это направление воли на общую цель. Безнравственен тот, кто действует, преследуя личные цели. Нравственен тот, чья цель может быть поставлена целью разумных существ». Р. У. Эмерсон
«Жизнь человека может быть безнравственной, но это означает лишь то, что у нее должна быть нравственная основа»
Р. Тагор
«Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать».
Л. Н. Толстой
«Высшая нравственность - это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого».
М. М. Пришвин
«Безнравственность — другое название чрезмерности». Акутагава Рюноскэ
«Безнравственность — нравственность тех, кто живет лучше нас»
Г. Менкен
588 Ю. Щербатых
БЕССТЫДСТВО
«Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» Платон
«Забвение собственных прегрешений порождает бесстыдство». Демокрит
«Бесстыден тот, кто стыдится только своего стыда».
Д. Леопарди
«Кто стыдится непостыдного и не стыдится бесстыдного, тот, следуя ложному мнению, вступает на путь погибели».
«Дхаммапвда»
«Бесстыдство - последняя ступень порока».
П. Вуаст
БИЗНЕС
«Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М. Амстердам
БЛЕФ
«Тот, кто выдает себя за Спасителя, рискует быть распятым». Испанская пословица
«Мистификатор - это господин, который принимает вас за дуралея, потому что вы не приняли его за обманщика».
П. Декурсель
ВЕЖЛИВОСТЬ
«Вежливость - открыто признанная фальшивая монета».
А. Шопенгауэр
«Вежливость - это фиговый листок эгоизма».
А. Шопенгауэр
«Вежливость — самая приемлемая форма лицемерия».
А.Бирс
«Вежливость - это льстивица, которая никому не отказывает в своем уважении».
О. Мирабо
Афоризмы и выражения 589
ВЕРА
«Вера — постоянство нрава».
Платон
«Вера — мать терпения, подательница надежды, лестница к престолу любви».
И. Брянчанинов
«Вера — отрада обездоленных и бич счастливцев».
Л. Вовенарг
«Вера есть свидетельство духа о духе».
Гегель
«Вера есть согласие воли с совестью».
Л. Н. Толстой
«Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей».
Л. Н. Толстой
«Вера не есть доверие, но сознание в себе истины».
Л Н. Толстой
«Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».
Л. Н. Толстой
«Сила или слабость нашей веры зависит скорее от мужества, чем от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит в них».
Л. Вовенарг
«Люди легко верят в то, чего они хотят».
Цицерон
«Люди ни во что не верят столь твердо, как в то, о чем они меньше всего знают».
М. Монтень
«Поверхностное знание отнимает у нас веру, глубокое знание внушает ее».
Марк Подвижник
590 Ю. Щербатых
«Верить и не знать - это еще значит что-то для человека; но знать и не верить - это ровно ничего не значит».
B. Г. Белинский
«Одни хотели бы понимать то. во что верят, другие - поверить в то, что понимают».
C. Е. Лец
«Верь, чтобы понимать».
Античный афоризм
«Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во все».
Ф. Шатобриан
«Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора».
Франсуа де Ларошфуко
«Одно из доказательств бессмертия души то, что миллионы ве рили в это; те же миллионы верили, что Земля плоская».
Марк Твен
«Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру».
Марк Твен
«Так легко обращать в свою веру других и так трудно обратить самого себя».
О. Уайльд
«Голодная собака верит только в мясо».
А. П. Чехов
«Как естественна и вместе с тем как обманчива вера человека в то, что он любим!»
Франсуа де Ларошфуко
«Она признавала лекарства только с латинскими названиями: в русском переводе они на нее не действовали».
Э. Кроткий
«Показывающий истину внушает веру в нее».
Б. Паскаль
«Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим».
Л. Н. Толстой
Афоризмы и выражения 591
«С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!»
Б. Паскаль
«Вера - это радужный мост между небом и землей, всем на отраду; но из странников каждый видит его различно, смотря по месту, где находится».
И. Гете
«Тот, чья вера слаба, не может и в других возбудить веры».
Лао-Цзы
«Кто начинает с того, что всем верит, кончает тем, что каждого считает плутом».
Ф. Геббель
«Вера в себя — трудная вера».
И. Шевелев
«Вырвать веру во что-нибудь - это побольше, чем вырвать зуб; к тому же интеллектуальный новокаин пока еще не придумали».
О. Дейвис
«Сначала переживаешь пору, когда веришь во все без всякого основания, затем короткое время — не во все, затем не веришь ни во что, а потом вновь - во все. И притом находишь основания, почему веришь во все...»
Г. К. Лихтенберг
«У большинства людей неверие в одной области основано на слепой вере в другой».
Г. К. Лихтенберг
«Ах, это были счастливые дни, когда я еще верил во все, что слышал!»
Г. К. Лихтенберг
«Мы склонны верить всему сказанному, в особенности тогда, когда это сказано красиво».
А. Франс
«Где веры нет - все шатко».
Ф. Шиллер
592 Ю. Щербатых
«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим».
Козьме Прутков
«Вера - безоговорочное принятие того, что люди незнающие рассказывают о вещах небывалых».
А.Вире
«Вера - больница душ, израненных обществом».
Ж. Пети-Сенн
«Вера — разумное согласие души на нормальное пользование своей свободой».
Климент Александрийский
« Вера — осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».
Апостол Павел
«Вера - уверенность в невидимом как бы в видимом, в ожидаемом и желаемом как бы в свершившемся».
Неизвестный автор
«Верить - значит отказываться понимать».
П. Бурже
«Атеизм — это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну».
Ф. Бэкон
«Достоверность - невозможность не верить».
А. Круглов
«Уверенность - ощущение, позволяющее верить человеку на слово, хотя известно, что этот человек солжет не моргнув глазом»
Г. Менкен
«Легковерие есть отчасти результат умственной лени: чтобы избавить себя от утомительного исследования, люди предпочитают верить на слово»
Гельвеций
«Мы слишком склонны верить, что то, что мы видим в предмете, и есть все, что в нем вообще можно увидеть».
Гельвеций
Афоризмы и выражения 593
«Имейте же смелость поверить себе и нутру своему! Кто не верит себе, тот всегда лжет».
Ф. Ницше
ВЕРОЛОМСТВО
«Вероломство - это сознательный обман чужого доверия»
Р. Декарт
«Вероломство - это преднамеренное нарушение верности обещанию».
Д. Юм
«Вероломство — это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас — обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить».
Жан де Лабрюйер
«Вероломство - измена добровольно принятым обязательствам».
П. Буаст
« Кто легко дает слово, тот легко и нарушает его».
Л. Вовенарг
«Вероломство — это ложь, в которой принимает участие, так сказать, все существо женщины... Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она неверна - и только; но если он ничего не знает - она вероломна. Женское вероломство полезно тем, что излечивает мужчин от ревности».
Жанде Лабрюйер
ВОЙНА
«Война - это путь обмана».
Сунь-Цзы
«Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек так или иначе должен умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям».
Д. Неру
594 Ю. Щербатых
«Война - это занавес, за которым люди и народы предаются таким порокам, которые мир не потерпел бы иначе».
Г. Спрингфилд
«Мы заучили кучу гладких фраз о преступности войны и благодарим Бога за то, что живем в наше мирное торговое время и можем всю нашу мысль и энергию посвящать взаимному ограблению и надувательству».
Дж. К. Джером
«Неизбежные войны - всегда справедливые войны».
Наполеон Бонапарт
«Вы говорите, что правое дело оправдывает и войну? А я вам говорю, что хорошая война оправдывает всякое дело».
Ф. Ницше
«Военное искусство не требует сложных маневров — всегда предпочтительнее самые простые. Надо главным образом обладать здравым смыслом».
Наполеон Бонапарт
ВООБРАЖЕНИЕ
«Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества».
К. Маркс
«Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного - героем».
А. Франс
«Воображение - горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника».
Р. Саути
«Воображение — талисман, с помощью которого производятся все чудеса магии».
Я Кук
«Воображение - это способность продуцировать новые комбинации нашего кодированного опыта».
Л. Эдкок
Афоризмы и выражений 595
ВОРОВСТВО
«Вор - тот, кто находит непотерянные вещи».
Я. Кротов
«Вор - это человек, который берет свое добро там, где его находит, и который никогда не находит его у себя».
П. Декурсепь
ВЫМЫСЕЛ
«Вымысел никогда не достигнет странностей, которые иногда представляет нам жизнь».
В. Соллогуб
ГАЗЕТА
«Газета - это обманщик, прихода которого мы ожидаем каждый день».
Гвидо дель Рей
ГРЕХ
«Грех — это единственный яркий мазок, сохранившийся на полотне современной жизни».
О. Уайльд
«Грех — это совершение таких поступков, о коих человеку известно, что они запрещены, и от коих он волен воздержаться». Блаженный Августин
«Грех - это личный вклад в усиление духовного хаоса».
В. Кротов
ДЕМАГОГИЯ
«Демагогия — такая неправда, которую труднее опровергать, чем сочинить и доказывать, потому что для этого надо сначала воспитать тех, кого ею морочат».
А. Круглов
596 Ю. Щербатых
«Депутат — это законодатель, который обязался заранее находить, что власть завсегда виновата или завсегда права»
П. Декурсель
ДЕМОКРАТИЯ
«Демократия - это термин, с которым обращаются к народу каждый раз, когда в нем нуждаются».
Р. де Фаер
ДЕНЬГИ
«Деньги - помет дьявола».
Г. Маркес
«Деньги - хороший слуга, но плохой хозяин». Ф. Бэкон
ДЕСПОТИЗМ
«Деспотизм - ложное верование, таинство которого состоит в том, чтобы заключить всю нацию в одного человека»
Л. Буаст
ДИПЛОМАТИЯ
«На дипломатическом языке присоединиться в принципе - просто вежливый способ отказа».
О. Бисмарк
«Никто, даже самый злонамеренный и недоверчивый дипломат, не поверит, сколько шарлатанства и напускной важности в дипло матах».
О. Бисмарк
«В тот день, когда дипломаты начнут говорить правду, они обманут всех».
О. Бисмарк
«Дипломатия — патриотическое искусство лгать для блага своей родины».
А. Бирс
Афоризмы и выражения 597
«Дипломатия — это умение творить подлейшие дела и говорить подлейшие вещи милейшим образом и в милейших выражениях» Неизвестный автор
ДОВЕРИЕ
«Доверие - это уважение к тому, от кого мы надеемся получить какое-нибудь благо*.
Т. Гоббс
«Доверие - слабость мудреца, недоверие - порок глупца».
Д. Дидро
«Доверие - мать недоверия».
П. Декурсель
«Доверие — это мужество, верность - сила».
Мария фон Эбнер-Эшенбах
«Любовь никогда не выглядит глупостью, а доверие — всегда, если оно не соединено с любовью».
А. П. Платонов
«Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея». Хун Цзычэн
«Тому, кто не доверяет себе, разумнее всего молчать».
Франсуа де Ларошфуко
«Доверие подобно жизни: раз угаснув, оно уже не воскреснет». Публий Сир
«Не верьте тому, кто, едва успев познакомиться с вами, вдруг, без всякого видимого повода, воспылает к вам горячей любовью» Ф. Честерфилд
«Аванс - материализованное доверие».
Неизвестный автор
«Доверие - это все равно что контракт, но звучит благороднее».
Р. Шекпи
«Не доверяй ни тому, кто слишком равнодушен к упрекам, ни тому, кто слишком жаждет похвал».
А. Граф
598 Ю. Щербатых
«Доверие к самому себе - первое необходимое условие великих начинаний».
С. Джонсон
«Если вы слишком много доверяете, вас могут обмануть, но, доверяя недостаточно, вы обрекаете себя на постоянные мучения» Ф. Крейн
ДОВЕРЧИВОСТЬ
«Доверчивость — свойство хороших людей. Плохие люди всегда недоверчивы».
И. Шевелев
«Хорошие люди сохраняют что-то детское - доверчивость, на ивностъ — до конца жизни; плохие люди расстаются с детством очень рано — только-только вступив в жизнь».
И. Шевелев
«Доверчивость - дитя добродушия».
С. Ричардсон
ДОГМАТИЗМ
«Догматизм - это лязганье вставными мыслями».
В. Кротов
«Догмат - тот минимум разума, к которому сводится вера».
А. Круглов
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
«Доказательство - это рассуждение, делающее вывод о менее понятном через более понятное».
Диоген Лаэрций
«Доказательство - это ловкий слалом между вехами истин и за блуждений».
В. Кротов
«Доказательство - это противоядие против отравы свидетельских показаний».
Ф. Бэкон
Афоризмы и выражения 599
ДРУЖБА
«...Как мало друзей остались бы друзьями, если бы они могли полностью узнать мысли друг друга».
Г. К. Лихтенберг
«...Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага...»
Ф. Энгельс
«Другом является тот человек, с которым я могу быть искренним, в присутствии кого я могу думать вслух».
Р. Эмерсон
«Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым».
Франсуа де Ларошфуко
«Не спрашивай друзей о своих недостатках. Лучше разузнай, что говорят о тебе враги».
Саади
«Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».
Франсуа де Ларошфуко
«Что такое дружба? Слово, иллюзия, очаровывающая нас, тень, следующая за счастьем и исчезающая в часы несчастья!»
О. Гольдсмит
«То, что люди называют обыкновенно дружбой, в сущности - только союз, цель которого обоюдное сохранение выгод и обмен добрых услуг; самая бескорыстная дружба - не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть».
Франсуа де Ларошфуко
«Ложные друзья, подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим по солнцу, и тотчас же покидают нас, как только мы вступаем в тень».
П. Бови
«Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга - когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким обра зом доказать ему верность».
Цицерон
600 Ю. Щербатых
«Друг - человек, разделяющий ваши заблуждения, страхи и суеверия».
Г. Менкен
ЖЕНЩИНА
«Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду - каплями».
Д Дидро
«Женщины вообще не могут быть совершенно правдивыми. Они всем решительно лгут: судьям, своим любовникам, своим горничным и самим себе».
3. Золя
«Женщин приучают лгать; никто никогда не говорит им правды, а если иногда и приходится им услышать ее, то они поражены ею. как чем-то необыкновенным».
Г. Флобер
«По крайней мере в одном вопросе мужчины и женщины достигли согласия: и те, и другие не доверяют женщинам».
Г. Менкен
«Свойство женщин - плакать, ткать и обманывать».
Я. Шпренгер, Г. Инститорис
ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем».
Ж. Бкхрфон
«Следует отказываться от того, что представляется ложным и шатким, даже если нам нечем заменить его. Заблуждение остается заблуждением, независимо от того, ставим ли мы на его место истину или нет».
Вольтер
‘ «Истина и заблуждение происходят из одного источника. Это так же верно, как и странно. Вот почему часто мы не имеем права уничтожать заблуждения, ибо вместе с тем мы уничтожаем истину».
И. Гете
Афоризмы и выражения 601
«Человек во все продолжение истории очень часто основывал свое величие на заблуждении, так что истина на первый взгляд казалась ему унижающей его».
Ж. Гюйо
«Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждение исчезнет само собою».
И. Кант
«Истина - это заблуждение, которое длилось столетия. Заблуждение — это истина, просуществовавшая лишь минуту».
Л. Верне
«Незнание никогда не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими».
Ж. -Ж. Руссо
«Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один».
Ж.-Ж. Руссо
«Каждое заблуждение заключает в себе зерно истины, и каждая истина может быть зерном заблуждения».
Ф. Рюккерт
«Человек не заблуждается один. Заблуждаясь, всякий распространяет свое заблуждение между окружающими».
Сенека
«Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, — самые опасные».
А. Смит
«Лучше быть счастливым от заблуждения, нежели несчастным от истины».
Фридрих Великий
«Некоторые заблуждения мы сохраняем всю жизнь и воздерживаемся когда либо исследовать их основания просто из какого- то нами самими не сознаваемого страха сделать открытие, что мы так долго и так часто верили в ложь и даже утверждали ее».
А. Шопенгауэр
602 Ю. Щербатых
«Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец».
Цицерон
«Вера в собственную непогрешимость - самое большое и самое частое заблуждение».
И. Шевелев
«Подчас мы можем большему научиться от заблуждений человека, чем от его достоинств».
Франсуа де Ларошфуко
«Лишь обман позорит, заблуждение - никогда».
Г. К. Лихтенберг
«Когда ошибаются все, это значит, что все правы».
Лашоссе
«Не презирайте заблуждений! Даже безрассуднейшее заблуждение способно породить величайшую истину, если его коснется гений»
С. Цвейг
«Аксиома - то, что единодушно принимается на веру и от этого перестает быть верным».
Г. Менкен
«Заблуждение - зло ума».
К. Льюис
«Заблуждение - не что иное, как отклонение мысли, когда ду ша стремится к истине, но проносится мимо понимания»
Платон
«Заблуждение - ошибка, подменившая истину и пользующаяся ее влиянием».
А. Круглов
«...Не следует обвинять святых, как бы уличенных во лжи, если, думая о чем -нибудь иначе, чем это есть на самом деле, они утверждали что-либо не по двоедушию, но по незнанию. Следовательно, одно дело лгать, другое - заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла».
П. Абеляр
Афоризмы и выражения 603
«То, что в одно время является правдой, то в другое бывает заблуждением».
Ш. Монтескье
«Разве есть что-нибудь более почтенное, чем долговечное заблуждение?»
Вольтер
«Пока не открыт секрет, как просветить наш ум, никакие шаги, приближающие к истине, не помешают нам рассуждать ложно, и чем дальше мы выходим за пределы обыденных понятий, тем больше рискуем впасть в заблуждение».
Л. Вовенарг
«То, что мы именуем блестящей мыслью, обычно представляет собой лишь ловкую, но лживую фразу; будучи сдобрена малой долей истины, она утверждает нас в заблуждении, которому мы сами дивимся».
Л. Вовенарг
«Заблуждение - это мгла, окутывающая разум, и ловушка для невинных душ».
Л. Вовенарг
«Отчаяние - величайшее из наших заблуждений».
Л. Вовенарг
«Когда человек заблуждается, это может заметить всякий; когда он врет, заметит не всякий».
И. Гете
«Ложные ценности и лживые слова заблуждений: для смертных зто самые страшные чудовища - долго ждет в них дремлющий рок>'
Ф. Ницше
ЗАКОН, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
«Закон - величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но мимо которой проходят».
И. Тэн
«Закон - друг слабых».
Т. Манн
604 Ю. Щербатых
«Закон - компромисс государства и права».
А. Круглов
«Закон - это кристаллизация общественных предрассудков».
И. Флеминг
ЗЛО
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
Франсуа де Ларошфуко
«Кто не расположен ко злу, тот не склонен и к подозрительности». Гр игорий Богослов
«Все, что является нравственным злом, является злом и в политике».
Ж.-Ж. Руссо
«В политике, как и в нравственности, не делать добра значит делать зло».
Ж.-Ж. Руссо
«Не знаю, что лучше - зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред».
Микеланджело
«Без зла все было бы так же бесцветно, как бесцветен был бы человек, лишенный страстей; страсть, становясь самобытною, — зло, но она же — источник энергии, огненный двигатель».
Я. Беме
«Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра».
Франсуа де Ларошфуко
«Зло - изнанка добра».
Пословица
«Зло - испытание свободы».
Н. А. Бердяев
«Зло — не видимое нами по близорукости благо».
Б. Паскаль
«Зло — это неконтролируемое добро».
С. Лазарев
Афоризмы и выражения 605
ИДЕОЛОГИЯ
«Идеология — это подмена живого мировоззрения серийным протезом».
В. Кротов
«Идеологии — это кодексы власти».
А. Круглов
ИЗМЕНА
«Измена для мужа - развлечение, для жены - плод увлечения».
И. Шевелев
«Муж чаще изменяет не душой, а телом; жена - уж если изменяет, то и телом, и душой».
И. Шевелев
«Муж, изменив, чаще стремится сохранить семью; измена жены — начало неизбежного крушения семьи».
И. Шевелев
«Нет страшней врага, чем изменивший друг».
И. Шевелев
«Измена — это созревшая фальшь».
B. Кротов
«Есть в любви последняя черта, преступить которую - значит перестать быть человеком, превратившись в придаток любви, — при нимать, терпеть и покрывать измену».
И. Шевелев
ИЛЛЮЗИИ (МЕЧТЫ, ГРЕЗЫ)
«Мечты о великом обманчивы, зато они развлекают нас».
Л. Вовенарг
«Достаточно предаться иллюзии, чтобы ощутить реальные результаты».
C. Е. Лец
606 Ю. Щербатых
«Мечты - не уход от действительности, а средство приблизить ся к ней».
С. Моэм
«Иллюзия так же нужна для нашего счастья, как и действительность».
П. Вови
«По мере того, как наши иллюзии покидают нас, время добродушно заменяет их другими».
П. Вови
«Иллюзия - первая из всех утех».
Вольтер
«Счастье - это выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни».
Г. Флобер
«Утопические мечты часто преждевременные, еще не созрев шие мечты».
А. Ламартин
«Иллюзии - магнит, они влекут неудержимо».
К. Гуцков
«Фантазия, лишенная разума, производит чудовище, соединенная с ним, она — мать искусства и источник его чудес».
Гойя
«Фантазия может и убить, и вылечить».
Д. Келли
«Абсолют - самая роковая иллюзия».
Брукс Аткинсон
«Грезы — несовершенная форма пророчества»
Ханина бен Исаак
«Иллюзии — кредо наивности».
А. Круглов
«Кто искренне жаждет иллюзий, тот с избытком получает желаемое».
Л. Вовенарг
Афоризмы и выражения 607
ИНТРИГА
«Интрига составляет силу слабых. Даже у дурака хватает всегда ума, чтобы вредить».
У. Шекспир
«Интриганство - властвование хитростью»
А. Круглов
ИСКРЕННОСТЬ
«Искренность — это чистосердечие. Мало кто обладает этим качеством, а то, что принимаем за него, чаще всего просто тонкое притворство, цель которого - добиться откровенности окружающих».
Франсуа де Ларошфуко
«Искренность заключается не столько в том, чтобы говорить все, что ты думаешь, сколько в том, чтобы никогда не говорить того, чего ты не думаешь в ту минуту, когда говоришь».
А. Моруа
«В разговоре, как в хирургии, нужно действовать с величайшей осторожностью. Профессионалы на поприще искренности вторгаются скальпелем в дружбу и любовь, которые были до этой операции совершенно здоровы, а от их вмешательства умирают».
А. Моруа
«В искренности нужно соблюдать меру - даже с самыми близкими людьми Говорить все - это значит превращать в окончательный приговор то, что могло быть всего лишь минутным капризом. Это значит из-за пережаренного куска мяса, из-за мигрени или из- за грозы рисковать дружбой».
А. Моруа
«Искренность есть мать правды и вывеска честного человека»
Д Дидро
«Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности».
Франсуа де Ларошфуко
608 Ю. Щербатых
«Немного искренности — опасная вещь, много же искренности — вещь безусловно роковая».
О. Уайльд
«Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой».
Франсуа де Ларошфуко
«Искренность — честность в передаче себя».
А. Круглов
«Я могу обещать быть искренним, но беспристрастным - ни за что».
И. Гете
«Искренность — сила, и хитрецы напрасно пренебрегают ею».
А. Граф
«Искренность не есть истина».
Л. Лавель
«Искренность нельзя считать свидетельством правды и доказательством правильности поведения: вы можете выпить яд, искренне веря, что приняли нужное лекарство, но спасет ли вас от смерти ваша вера?»
Трайон Эдвардс
ИСКУССТВО
«Произведение искусства есть уголок мироздания, увиденный сквозь призму темперамента».
Э. Золя
«Прекрасное в искусстве всегда правдиво, но правдивое не всегда прекрасно».
В. Ритшель
«Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь».
В. Ключевский
«Правдивое в искусстве и правдивое в природе не одно и то же, и художник ни в коем случае не должен, не вправе даже стремиться
Афоризмы и выражения 609
к тому, чтобы его произведение казалось новым произведением природы».
И. Гете
«Живописцы подвергаются оптическому обману, если думают, что они в своих картинах копируют природу; живописец, срисовывая с натуры, лишь питается ею, но как человеческий организм питается грубыми произведениями природы»
В. Одоевский
ИСПОВЕДЬ
«Исповедь - перед Богом - покаяние; перед людьми — самооправдание; и самолюбование — перед публикой».
A. Круглов
«Исповедь - это мужество сказать «да» без «но» и «потому что».
B. Кротов
ИСТИНА
«Две истины есть в мире: истина духа и истина факта. Истина того, у кого в руке в нужный момент оказался меч, — истина того, кто не дрогнув встречает этот меч с поднятой головой. Один побеждает - второй непобедим. И эти две истины, каждая права и непоколебима по-своему, никогда не сойдутся...».
М. Веллер
«Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем».
Б. Паскаль
«Истина превращается в догму, как только о ней начинают спорить».
Г. Честертон
«Легче выявить ошибку, чем найти истину, поскольку первая всегда на поверхности и хорошо видна, в то время как вторая находится в глубине, и искать ее там охотников мало».
И. Гете
«Наина прячется на дне колодца».
Пословица
610 Ю. Щербатых
«Истины бывают ясные и глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая».
Н. Бор
«Истина - это правда Добра».
В. С. Соловьев
«Истину нельзя объяснить так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили».
У. Блейк
«Для того, чтобы истина была услышана, надо, чтобы она была высказана с добротой».
Г. Д. Торо
«Человек, взыскующий истины, должен не только уметь любить своих врагов, но и уметь ненавидеть своих друзей».
Ф. Ницше
«Гаснет любовь - и гаснет истина. Поэтому «истинствовать» на земле - значит постоянно и искренне любить».
В. В. Розанов
«Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты».
Л. Н. Толстой
«Истина больше всего страдает от горячности своих защитников, чем от нападок своих противников».
Т. Пейн
«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».
Пифагор
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Евангелие от Иоанна
«Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость».
Франсуа де Ларошфуко
«Наш разум заключает в себе и те истины, о которых следует говорить, и те, о которых следует умалчивать».
А. Ривароль
Афоризмы и выражения 611
«Путь парадоксов - путь истины!»
О. Уайльд
«Многие великие истины были вначале кощунством».
6. Шоу
«В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман так прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо ее любит».
Б. Паскаль
«Изречение in vino veritas (истина в вине) может служить доводом для тех, кто полагает, что все люди — лжецы. Что же касается меня, то я не желал бы жить с человеком, который лжет, пока трезв, и которого надо налить вином, чтобы вырвать у него слова истины ».
С. Джонсон
«Истина для глупцов - то же, что факел среди тумана, он светится, не разгоняя его».
П. Буаст
«Человек пользуется истиной, пока она ему нужна; он страстно хватается за ложь, если даже она нужна ему на мгновение, чтобы поразить других или соединить вещи, которые вечно были разделены между собой».
И. Гете
«Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные».
Франсуа де Ларошфуко
«Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным».
Китайское изречение
«Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?»
Козьма Прутков
«Абсурд — это истина, притворившаяся ложью».
Я. Кротов
«Вдохновение - это состояние одержимости истиной»
Ф. Искандер
6 1 2 Ю. Щербатых
«Ересь — покушение на установившуюся монополию на истину — проект другой монополии».
А. Круглов
«Истина - дочь времени».
Цицерон
«Истина - неискаженное отражение какого-либо объекта познания в нашем уме».
Д. Андреев
«Истина - один или несколько компрометирующих фактов».
Г. Менкен
«Истина - правда о вечном».
A. Круглов
«Истина - солнце разума».
Я Вовенарг
«Истина — это заблуждение, которое длилось столетия».
К. Бене
«Истина — это стержень мира».
B. Кротов
«Истина - это страна без дорог».
Д. Кришнамурти
«Истина - это факел, который светит в тумане, не рассеивая его». К. Гельвеций
«Парадокс - это истина, еще не ставшая банальностью».
А. Домовец
«Парадокс — это истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание».
Г. Честертон
«В судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна лишь убедительность. А она состоит в правдоподобии, на чем и должен сосредоточить свое внимание тот, кто хочет произнести искусную речь».
Платон
«Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь. ..». Чжуан Цзы
Афоризмы и выражения 613
«Мы не из тех, которым кажется, что нет ничего истинного, но из тех. которые утверждают, что ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом настолько подобное истинному, что нет никакого признака для правильного суждения и принятия».
Цицерон
«Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи».
Т. Гоббс
«Истина столь тонка, что, чуть отступишь от нее, впадаешь в заблуждение. но и заблуждение столь тонко, что, едва отклонишься от него, обретешь истину».
Б. Паскаль
«Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом».
Б. Паскаль
«Как свет обнаруживает и самого себя, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя, и лжи».
6. Спиноза
«...На свете нет такой нелепости, которую бы иные философы не защищали как истину».
Д. Свифт
«...истина является в мир не в блеске декораций, не в сиянии тронов, не под звуки труб и литавров, а в тишине и неизвестности, среди слез и стонов».
Л. Фейербах
«Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины».
В. Г. Белинский
«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними; иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят».
Н. В. Гоголь
«...Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
И. С. Тургенев
614 Ю. Щербатых
«Как события улетучиваются из памяти, так истина ускользает из нашего сознания. Живой ум, поочередно схватывая разные стороны явления, то отказывается от прежних своих воззрений, то снова к ним возвращается».
Л. Вовенарг
«Наше безразличие к нравственной истине проистекает из на шей решимости следовать своим страстям, к чему бы это ни приве ло. «Зачем знать, где истина, когда знаешь, где наслаждение», — рассуждают люди».
Л. Вовенарг
«Истина менее изношенна, чем слова, потому что не так доступна». Л. Вовенарг
«Людским мыслям не хватает точности и определенности в еще большей мере, чем истинности. Думая о чем нибудь, мы редко пол ностью заблуждаемся, но еще реже умеем целиком и полностью выразить в словах ничем не замутненную истину»
Л. Вовенарг
ИСТОРИЯ
«Историк — властелин минувших эпох».
А. Дюма-отец
«Историк — крупнокалиберный сплетник»
A. Бирс
«Историк - неудавшийся прозаик».
Г. Менкен
«Историк - это пророк, обращенный в прошлое»
Ф. Шлегель
«Историческая ложь - это рак, разъедающий национальную со весть».
B. Бабенко
«История — лишь принятая всеми басня».
Б. Фонтенель
«История - описание, чаще всего лживое, действий, чаще всего маловажных, совершенных правителями, чаще всего плутами, и солдатами, чаще всего глупцами».
А. Бирс
Афоризмы и выражения 615
«Исторический роман - плод соблазнительного прелюбодеяния с воображением».
О. Сенковский
«История — собрание фактов, которых не должно было быть»
С. Е. Лец
«История - это дистиллированные слухи».
Т. Карлейль
«История - это порой то, чего никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был».
3. X. Понсела
«История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся».
Ш. Монтескье
«Легенда — живое предание, почти всегда более истинное, чем то, что мы называем историей».
О. Тьерри
«Легенда - приемная дочь Истории».
3. X. Понсела
«У истории много общего с публичной девкой: чтобы пользоваться ее милостями, достаточно малой толики денег и отсутствия брезгливости».
А. Безуглов, Ю. Кладов
Комментариев нет:
Отправить комментарий