том, как он на пару с другим «виртуозом колоды» обвел вокруг пальца целую делегацию магов и колдунов, приехавших в Одессу на конгресс экстрасенсов Сначала он заявил, будто бы его знакомый дед колдун может накладывать заклятие на карты, после чего человек не проигрывает. Так как сам Барбакару был шулером высочайшего класса, немудрено, что он разделал под орех в деберц экстрасенсов, только не с помощью заклятия, как они думали, а за счет ловкости рук и специальных шулерских «примочек». Затем он как бы невзначай сообщил, что его знакомый колдун может запросто угадать имя незнакомого человека, поговорив с ним по телефону. Естественно, что экстрасенсы были заинтригованы. Дальше предоставим слово автору повести:
«Конгрессмены заволновались. Сдержанно, но явно. Принялись обсуждать предложение.
- Вы можете дать телефон? — спросил тот же, подозрительный
- Деда проверить?
- Да-да. проверить, - он несколько раздражился.
- Чего ж нет. Хотя... Сам номер наберу. Дед - конспиратор. - Хмыкнул: — Даже самому интересно.
Направился к лестнице. Скептик и Антон за мной.
У телефона предупредил:
- Разговаривать сами будете.
Вставил монету, начал набирать номер, спохватился:
- Хоть как вас зовут действительно? А то надурите старика...
- Меня зовут Вадим Петрович, - строго, внятно, как надоевшему, не очень хорошо воспитанному спортсмену, ответил скептик. И потянулся к трубке.
- Вы повежливее, - посоветовал я, - спросите Василия Пор- фирьевича от Дмитрия Евгеньевича».
Дальше — дело ясное. Угадал загадочный дед колдун имя говорившего Да и как ему было не угадать, когда любопытный экстрасенс его сам по телефону и назвал. Сначала имя, которое сложилось из двух названных им имен:
ВАсилий + ДИМа = ВАДИМ, потом отчество: Порфирьевич + Евгеньевич = ПЕТРОВИЧ».
432 Ю. Щербатых
Вольф Мессинг в своих воспоминаниях рассказывает о более сложном исполнении того же по сути циркового трюка:
«На сцену выходят двое, скажем, мужчина и женщина. Мужчи на плотно завязывает себе глаза черным платком. Делегаты из луб лики поднимаются на сцену и проверяют: да, повязка такова, что увидеть через нее что либо невозможно. Тогда женщина спускается в зал Сеанс начинается
Каталепсия
на гипнотическом сеансе
Женщина останавливается около восьмого ряда. В крайнем кресле сидит полковник с четырьмя рядами орденских ленточек и Золотой Звездой Героя Советского Союза на груди. Волевое обветренное лицо. В глазах - живой интерес к происходящему.
Женщина отчетливо, чтобы слышал весь зал, спрашивает:
— Кто рядом со мной?
Мужчина на сцене также громко отвечает:
- Военный...
Глава 6. Обман в нашей жизни 433
- Уточните, подумайте..
Но мужчине уже не надо думать:
- Полковник...
- Род войск?... Быстрее...
- Пехота.
- Точнее...
- Гвардейская пехота...
- До чего я дотронулась?
- Орденские колодки...
- Четче.
- Ленточка, означающая, что полковник награжден орденом Боевого Красного Знамени ..
- Сколько у него таких орденов? Отвечайте не сразу. Считайте...
- Четыре.
- Правильно... А сейчас рядом с кем я встала?
И так далее... Диалог этот может длиться почти бесконечно... Я смотрю на такой сеанс «чтения мыслей» с двояким чувством. С одной стороны, мне доставляет удовольствие, как и всем в зале, искусство, натренированность «телепата» и его помощницы. Точно так же я с величайшим удовольствием наблюдаю всегда манипуля- торское искусство хорошего фокусника - такого, как Дик Читашви- ли. Мне досадно, что эти очень ловкие люди не обладают той принципиальной честью, которой в полной мере обладает Дик Читашви- ли. Выхватывая на глазах у изумленных зрителей прямо из воздуха подряд девять уже зажженных папирос, он не утверждает, что они изготовлены из солнечных флюидов. Наоборот, он готов в любое мгновение сообщить вам адрес ближайшего табачно. о киоска, в котором он их купил. Дик великолепно делает фокусы - и не скрывает этого. Он демонстрирует свое искусство манипулятора, искусство, доступное немногим Он даже готов открыть вам свои секреты - вы все равно не сможете повторить его фокусов без предвари тельной длительной тренировки.
А эти «телепаты», тоже показывающие фокусы, не сознаются в этом. Они утверждают, что демонстрируют телепатию. Это то же са - мое, как если бы Дик утверждал, что ему каждый раз вкладывает в руку зажженную папиросу сам Вельзевул. И мне досадно и неприятно, ведь они компрометируют важное дело.
Как делается описанный выше фокус? У мужчины и женщины существует четко разработанный код, с помощью которого они раз434
Ю. Щербатых
говаривают на глазах у всего зала. Уже в самом вопросе, задавав мом женщиной, содержится ответ, который должен дать мужчина.
В приведенном диалоге этот код таков:
Выражение - его кодированное значение: «кто рядом» — «воен ный», «подумайте» - «полковник», «быстрее» - «пехота», «точ нее» - «гвардейская», «я дотронулась» - «орденские колодки», «четче» - «орден Красного Знамени», «отвечайте не сразу, считай те» (четыре слова)» - «четыре».
Если бы, скажем, вместо слов «уточните, подумайте» было ска зано только «уточните», это означало бы воинское звание подполковника, одно «подумайте» - генерала. Если бы вместо «я дотро нулась» женщина сказала бы «я коснулась», это был бы «погон», «я прикоснулась» - «Звезда Героя».
Возможности для передачи сведений такого рода кодом, учитывая, что информацию переносят не только слова, но и их порядок, и паузы между ними, и интонация, практически неограниченны. И вы, взяв себе любого помощника, можете легко демонстрировать этот фокус... Только никогда не выдавайте фокус за телепатию. Фокус есть фокус. Искусство фокусника - великолепное искусство, и стыдиться его не надо».
Вольф Мессинг пишет, что некоторые гипнотизеры и телепаты, обладающие редким даром, тем не менее не стеснялись, где это было возможно, прибегать к обману публики. К таким людям он относит личного мага Гитлера, начинавшего свою деятельность на цирковых подмостках.
«Работал Ганнусен интересно: у него были несомненные способности телепата. Но чтобы они развернулись в полную меру, ему нужны были душевный подъем, взвинченность сил, восхищение и восторг публики Я это знаю и по себе: когда аудитория завоевана, работать становится несравненно легче. Поэтому в начале выступления Ганнусен прибегал к нечестному приему: первые два номера он проводил с подставными людьми. Едва он выходил на сцену, встреченный жиденькими аплодисментами, и произносил несколько вступительных слов, из глубины зала раздавался выкрик: «Шарлатан!» Ганнусен «играл» чисто по-артистически оскорбленную невинность и приглашал на сцену своего обидчика. С ним он показывал первый номер. Надо ли говорить, что «оскорбитель» мгновенно «перевоспитывался», уверовав в телепатию, и что в действительности этот человек ездил из города в город в свите Ганнусена. Я это
Глава 6. Обман в нашей жизни 435
понял сразу. Но аудитория принимала все это за чистую монету, и аплодисменты становились более дружными
Начиная с третьего номера, Ганнусен работал честно, с любым человеком из зала, очень артистично, стремясь как можно эффектнее подать свою работу. Однако использование им вначале подстав ных лиц не могло уже до конца вечера изгладить во мне какого-то невольного чувства недоверия».
Иногда гипноз применялся для преступных целей. Известный психотерапевт С. Горин в своей книге приводит пример криминального гипноза, описанный в детективной повести Д. Уэстлейка «Проклятый изумруд».
Герои повести хотят украсть изумруд из банковского сейфа. При этом ограбить банк невозможно - он слишком хорошо защищен. Можно, правда, легально войти в помещение, где стоят сейфы, — для этого надо стать клиентом банка; но и тут есть препятствие, каждый сейф открывается двумя ключами, один из которых хранится у клиента, а другой - у охранника, имеющего фотографии всех клиентов. Тот ключ, который принадлежал владельцу сейфа с изумрудом, преступники уже добыли, но ведь охранник не откроет чужой сейф. И грабители решают применить гипноз...
«Альберт Кромвель (охранник) жил в квартире на двадцать седьмом этаже в Верхнем Вестсайде и добирался домой на метро. В тот день, когда он вошел в лифт, рослый импозантный мужчина с чер ным пронзительным взглядом, высоким лбом и густыми черными волосами, в которых начинала серебриться седина, вошел в лифт вместе с ним.
- Вы уже видели эти цифры? - спросил мужчина глубоким зычным голосом.
Удивленный Альберт повернулся к соседу: незнакомые люди не разговаривают в лифте.
- Прошу прощения?..
Кивком головы импозантный мужчина указал на ряд номеров, светящихся над дверью.
- Я говорю об этих цифрах. Посмотрите на них! Обратите внимание на регулярность движения, — продолжал своим звучным голосом странный попутчик. - Как приятно видеть хорошо налаженный механизм, действующий безотказно, регулярно смотреть на номера, знать, что за каждым номером последует другой. Смотрите на номера. Произносите их вслух, если хотите, это успокаивает после работы. Так хорошо, что есть возможность отдохнуть, возможность смотреть на эти номера, чувствовать, как тело расслабляется.
43 6 Ю. Щербатых
расслабляется, чувствовать себя в безопасности, смотреть на номера, следить за ними, чувствовать, как каждый мускул расслабляется, каждый нерв расслабляется, чувствовать, что можно наконец прислониться к стене и расслабиться, расслабиться, расслабиться. Те перь больше ничего не существует, кроме цифр и моего голоса.
Импозантный мужчина замолчал и посмотрел на Альберта, прислонившегося к стенке лифта и устремившего бессмысленный взгляд на цифры поверх двери Погасла цифра двенадцать. Альберт Кром вель смотрел на номера.
— Вы слышите меня? - спросил импозантный мужчина.
-Да.
— В ближайшие дни в банке, где вы работаете, к вам обратится человек. Вы меня понимаете?
— Да, — ответил Альберт.
— Человек скажет вам: «Ларек с афганскими бананами». Вы меня понимаете?
-Да.
— Что скажет вам человек?
— Ларек с афганскими бананами.
— Очень хорошо, — сказал импозантный мужчина. Зажегся номер семнадцатый. - Вы по-прежнему чувствуете себя совершенно расслабленным, — продолжал он. — Когда человек скажет вам: «Ла рек с афганскими бананами», вы сделаете то, что он велит. Вы меня поняли?
— Да, — ответил Альберт Кромвель.
— Что вы сделаете, когда человек скажет: «Ларек с афганскими бананами»?
— Я сделаю то, что он мне велит, — ответил Альберт Кромвель.
— Очень хорошо. Это очень хорошо, у вас все будет очень хоро шо. Когда человек покинет вас, вы забудете, что он приходил. Понимаете?
-Да.
— Что вы сделаете, когда он вас покинет?
— Я забуду, что он приходил.
— Превосходно, молодец, все хорошо. - Импозантный мужчина протянул руку и нажал на кнопку двадцать пятого этажа. — Когда я вас покину, вы забудете наш разговор. Когда вы доедете до вашего этажа, вы будете чувствовать себя расслабленным, вам будет очень, очень хорошо. Вы не будете вспоминать наш разговор до того времени, пока человек не скажет вам: «Ларек с афганскими бананами». Тогда вы сделаете то, что велит этот человек, а когда он
Глава 6. Обман в нашем жизни 437
уйдет, вы забудете наш разговор, забудете человека, который к вам приходил. Вы сделаете это?
- Да, — ответил Альберт Кромвель.
Над дверями лифта зажегся номер «25». Лифт остановился. Двери раздвинулись.
- Молодец, очень хорошо, - сказал импозантный мужчина, выходя из кабины. - Очень хорошо.
Дверь закрылась, и лифт поднялся до двадцать седьмого. Альберт встряхнулся и вышел из кабины. Улыбаясь, он направился по коридору упругой походкой. Он чувствовал себя отдохнувшим и бодрым, короче говоря, он чувствовал себя превосходно...»
Дальше в повести все произошло именно так, как приказал гипнотизер. Злоумышленники открыли сейф и украли изумруд.
Возможность применения гипноза в противозаконных целях с давних пор волновала не только простых обывателей, но и специалистов в области медицины, юриспруденции, психиатрии. Как пишет в своей монографии «Внушение, сон, гипноз» А. П. Слободя- ник: «В прошлом сугубо уголовная практика ставила перед врачами такие вопросы: можно ли с помощью гипнотического внушения заставить субъекта в состоянии гипноза или после пробуждения совершить преступление? Можно ли путем внушения принудить гипнотика давать на суде ложные показания? Может ли следствие применить гипноз при допросе заведомого преступника или подозреваемого в совершении того или иного преступления? Наконец, может ли сам гипнотизер совершить то или иное преступление над личностью усыпленного, не рискуя быть разоблаченным в дальнейшем?
В основном вопрос сводился к тому, является ли загипнотизированный лишь орудием в руках гипнотизера или же он может сохранить в той или иной степени способность сопротивляться внушению, которое для него неприемлемо в социальном или морально-этическом смысле».
Вопрос этот различные исследователи решали по разному, зачастую диаметрально противоположно. Одни специалисты (Дюранд де Грос, Бернгейм, Форель и ряд других) признавали возможность преступных внушений в глубоком гипнозе, а отсюда и возможность криминальных поступков. Так, в опытах Ч. Фере после пробуждения его испытуемые всегда выполняли внушенные в состоянии гипнотического сна действия: они втыкали нож в указанную Фере точку или совершали неприятные для обычного человека поступки (например, целовали череп). В последнем случае женщина очень долго колебалась, прежде чем выполнить внушение. «Должно быть, я сош-
438 Ю Щербатых
па с ума! - говорила она - Это нелепо, но мне очень хочется поцеловать этот череп».
Другой точки зрения придерживались Дельбеф, Кауфман, Питре и некоторые другие исследователи. Так, Дж. Питре описывал весьма гипнабельную женщину, у которой можно было добиться реализации многих постгипнотических внушений, однако она никого не могла ударить. Если гипнотизер настойчиво требовал этого, она впадала в летаргию. Другой сомнамбуле дали в руки картонный нож и приказали заколоть врача, что она без промедления и сдела - ла, когда же ей вложили в руку настоящий нож, с ней сделался припадок, и она упала.
Подводя итоги этой дискуссии, А. П. Спободяник пишет:
«Умственно и морально здоровый человек с сильным характером, твердой волей и сознательным регулированием своих действий не может совершить преступного действия в гипнотическом и в постгипнотическом состояниях».
Другое мнение высказывает в своих воспоминаниях Вольф Мес- синг.
«Мне было дано задание получить 100 000 рублей в Госбанке по чистой бумажке. Опыт этот чуть не кончился трагически.
Я подошел к кассиру, сунул ему вырванный из школьной тетради листок. Раскрыл чемодан, поставил у окошечка на барьер.
Пожилой кассир посмотрел на бумажку. Раскрыл кассу. Отсчи тал сто тысяч... Для меня это было повторением того случая с железнодорожным кондуктором, которого я заставил принять бумажку за билет. Только теперь это не представляло для меня по сущест ву никакого труда.
Закрыв чемодан, я отошел к середине зала. Подошли свидете ли. которые должны были подписать акт о проведенном опыте. Когда эта формальность была закончена, с тем же чемоданчиком я вернулся к кассиру.
Он взглянул на меня, перевел взгляд на чистый тетрадный листок, насаженный им на один гвоздик с погашенными чеками, на чемодан, из которого я начал вынимать тугие нераспечатанные пачки денег... Затем неожиданно откинулся на спинку стула и захрипел... Инфаркт!. »
В другом месте своих воспоминаний он описывает, как без пропуска покинул тщательно охраняемое помещение. Иэ всего сказанного он делает свои выводы:
«Думаю, что эти примеры должны по меньшей мере поколебать бытующее нередко мнение, что даже под влиянием гипноза поряГлава
6. Обман в нашей жизни 439
дочный человек не способен совершить поступок, противный его моральным убеждениям, его совести, не способен совершить преступление.
Помню, где то я читал, как ставились эти опыты, загипнотизированному дали в руки пистолет (заряженный, конечно, холостым патроном) и скомандовали выстрелить в прохожего. И тот не смог.
Но ведь можно заставить загипнотизированного представить, что он стреляет не в прохожего, а в движущуюся мишень в веселом парковом тире...
Точно так же я убежден, что не смог бы внушить часовым, охранявшим входы в обоих зданиях, в случаях, о которых я вспоминал, нарушить свой долг и пропустить чужого им Мессинга Но мне не составило труда внушить им, что я очень большой начальник, которого они хорошо знают и по долгу службы должны пропустить без пропуска.
К сожалению, не все люди, обладающие искусством гипноза, отличаются твердыми моральными принципами».
Профессор А. М. Свядоща, который является крупным специалистом в области гипноза, в своей книге «Неврозы и их лечение» приводит случай, показывающий, что загипнотизировать можно не только очень внушаемого человека. Вот пример из его монографии — рассказ одной пациентки:
«...Мне 47 лет. Я не суеверна. 30.09.75 г., находясь в командировке в Москве, я вошла в парк, села на уединенную скамейку и занялась чтением своей рукописи. Ко мне подошла цыганка, на ее голос я подняла голову; поодаль стояли еще несколько цыганок.
Цыганка начала говорить, а я — послушно выполнять ее указания. «Я не цыганка, а сербиянка, - повторила она два раза, - я родилась с рыбьим зубом (повторила два раза). Достань монету, заверни ее в бумажные деньги. Повторяй за мной: «Деньги, мои деньги». Зажми деньги в руке». Далее следует провал памяти. Денег она У меня не отнимала, но показала мне свою руку, в которой денег не оказалось; в моей, разумеется, их тоже не стало. Тогда я встала, а она мне сказала: «Денег не жалей, они вернутся». Я отлично понимала, что этого не будет; другая цыганка стала просить у меня денег, я сказала: «У меня только мелкие монеты, я не могу их дать, а то мне не доехать до дома». Третья попросила у меня конфету «для Ребенка», и я дала ей (у меня в сумке был виден кулек с конфетами) я направилась к более людному месту, и одна из цыганок по- за мной. Она мне сказала: «Сними кольцо, чтобы ты хорошо *ила». В ответ я сказала что-то вроде: «Я не верю» «Сними коль440
Ю Щербатых
цо, - повторила она, - а то не доедешь до дому, ты вся почернеешь!». . Тут мы вышли на солнечное и людное место, и я прогнала ее. Видимо, на моем лице был страх, потому что она говорила: «Ты меня не бойся!»
Все время я была в полном сознании, видела окружающие предметы, деревья, людей, глаза первой цыганки, ее ладонь... янтарные серьги в ушах второй цыганки (ее бы я узнала)...»
За этим рассказом следует характеристика, которую дал этой женщине проф. Свядощ: « по характеру общительная, властная, умеет быть сдержанной. При экспериментально-психологических пробах повышенной внушаемости не обнаруживает. Не гипнабельна». Таким образом, подтверждается, что даже люди с устойчивой психикой. не поддающиеся классическому гипнозу, могут быть введены в транс при применении нетрадиционных методик внушения.
МЕДИЦИНА
Фрике нарядился в этот день по праздничному и под предлогом флюса, которым он мгновенно обзавелся, засунув за щеку бесчисленное ко личсство вишневых косточек, получи % от своего начальника Ьазена отпуск на целый <)ень.
А. Дюма.
♦Двадцать лет спустя* Традиционная медицина
Когда речь заходит об обмане в медицине, я вспоминаю прекрасную повесть Г. Белых и Л Пантелеева «Республика ШКИД», где рассказывается, как бывшие беспризорные добывали себе освобождение от учебы:
«- А вы что? — подняв брови, спросил Костец.
- Не можем, - скривив лицо, проговорил Японец. - У нас ноги болят.
Японец, прихрамывая, подошел к воспитателю и поднял босую ногу. Нога на пятке пожелтела, вздулась, и в самом центре образовалось отвратительное на вид нагноение.
Глава 6. Обман в нашей жизни 441
— Нарыв в последней стадии, - стонущим голосом отрекомендовался Японец. — В уборную еле хожу, не только что на гимнастику.
— Ладно, оставайся, — сказал Костец. - А ты что? — обратился он к Янкелю.
Янкель чуть ли не на четвереньках подполз к халдею.
— Сил нет, — прохрипел он. - Замучила чертова гадина. — Он загнул брюки. На изгибе колена и дальше к бедру проходил страшный, красный с синеватыми прожилками шрам
— Оставайтесь, - согласился Костец и вышел из класса.
Когда он вышел, Янкель, плотно закрыв за ним дверь, сказал:
— Ну, брат, сейчас, пожалуй, можно и вылечиться. — С этими словами он подошел к своей парте, загнул брюки и, помусолив ладонь. одним движением руки смыл страшную рану».
Так, рисуя на своем теле шрамы и нарывы, мальчишки отлынивали от ненавистных уроков гимнастики. Это лишний раз подтверждает, что симуляция болезней - обычное явление в человеческой жизни. Я вспоминаю, что. работая преподавателем анатомии в медицинском училище, сталкивался с целой эпидемией гриппа в учебных группах перед поездкой на сельхозработы. По мере приближения роковой даты отправки в колхоз у девчонок обнаруживался такой насморк, что они еле успевали менять платочки — так обильно у них текло из покрасневших, воспаленных носов. Лишь впоследствии выяснилось, что для этого применялось крайне простое средство — вдыхание через нос мелко истолченного порошка сухого канцелярского клея.
Однако в истории любой страны наступают моменты, когда симуляция приобретает массовый характер Это происходит во время военных действий, когда тысячи «пацифистов» под всякими предлогами отлынивают от военной службы. Именно о таком времени ярко и образно писал Ярослав Гашек в своей бессмертной эпопее о бравом солдате Швейке.
«В эту великую эпоху врачи из кожи вон лезли, чтобы изгнать из симулянтов беса саботажа и вернуть их в лоно армии. Была установлена целая лестница мучений для симулянтов и для людей, подозреваемых в том, что они симулируют, а именно - чахоточных, ревматиков, страдающих грыжей, воспалением почек, тифом, сахарной болезнью, воспалением легких и прочими болезнями.
Пытки, которым подвергались симулянты, были систематизированы, и градации этих пыток были следующими:
1. Строгая диета: утром и вечером по чашке чая в течение трех
442 Ю. Щербатых
дней; кроме того, всем, независимо от того, на что они жалуются, давали аспирин, чтобы симулянты пропотели.
2. Хинин в порошке в лошадиных дозах, чтобы не думали, будто военная служба - мед.
3. Промывание желудка литром теплой воды два раза в день
4. Клистир из мыльной воды и глицерина.
5. Обертывание в мокрую холодную простыню.
Были герои, которые стойко перенесли все пять ступеней пыток и добились того, что их отвезли в простых гробах на военное кладбище. Но попадались и малодушные, которые, лишь только дело доходило до клистира, заявляли, что они уже выздоровели и ни о чем другом не мечтают, как с ближайшим маршевым батальоном отправиться в окопы».
Что только ни делали люди, чтобы обмануть военную комиссию и избежать фронта! Они разыгрывали сумасшествие, вывихивали себе конечности, грызли мышьяк и вдыхали ртутные пары. Некоторые так усердствовали в этом деле, что помирали, к своему удовольствию, так и не попав на фронт По свидетельству Ярослава Гашека, самым распространенным способом заработать флегмону, а вместе с ней и освобождение от военной службы было подкожное впрыскивание керосина. Правда, по свидетельству самого Гашека, в этом случае симулянтов зачастую выдавал запах, поэтому более изощренные умельцы вводили себе под кожу быстро выветривающуюся смесь бензина с эфиром.
Иногда симулянтов выводили на чистую воду врачи, а порою их подводил собственный организм.
«— Все болезни, при которых требуется пена у рта, очень трудно симулировать, — сказал толстый симулянт, - вот, к примеру, падучая Был тут один эпилептик. Тот всегда нам говорил, что лишний припадок устроить ничего не стоит. Падал он этак раз десять в день, извивался в корчах, сжимал кулаки, выкатывал глаза под самый лоб, бился о землю, высовывал язык Короче говоря, это была прекрасная эпилепсия, эпилепсия - первый сорт, самая что ни на есть настоящая. Но неожиданно вскочили у него два чирья на шее и два на спине, и тут пришел конец его корчам и битью об пол. Головы даже не мог повернуть. Ни сесть, ни лечь»
Так что же такое «симуляция»? С точки зрения официальной медицины, это «притворство, ложное изображение события или состояния здоровья путем воспроизводства отдельных симптомов заболевания».
Глава 6. Обман в нашей жизни 443
При этом различают два вида симуляции: умышленную, когда здоровый человек притворяется больным, и патологическую, то есть неосознанную, которая чаще является психическим заболеванием.
К умышленной симуляции прибегают, желая незаконно получить, например, страховую премию или пенсию, уклониться от несения военной службы, стараясь избежать наказания за совершенное преступление или уклониться от каких-либо обязанностей.
Так, например, бухгалтер Берлага из «Золотого теленка» решил притвориться сумасшедшим, чтобы избежать чистки в своем уч реждении, и пересидеть в дурдоме смутные времена. Однако, изо бражая вице-короля Индии (он разыгрывал манию величия), бух галтер слегка перестарался, и его отправили в палату для буйных.
«Только тут бухгалтер понял, что такое настоящие сумасшед шие. При виде посетителей больные проявили необыкновенную активность. Толстый мужчина скатился с кровати, быстро встал на четвереньки и, высоко подняв обтянутый, как мандолина, зад, принялся отрывисто лаять и разгребать паркет задними лапами в больничных туфлях. Другой завернулся в одеяло и начал выкрикивать: «И ты, Брут, продался большевикам!» Этот человек, несомненно, воображал себя Каем Юлием Цезарем. Иногда, впрочем, в его
444 Ю. Щербатых
взбаламученной голове соскакивал какой-то рычажок, и он, путая, кричал: «Я Генрих Юлий Циммерман!»
— Уйдите, я голая! - кричал третий. — Не смотрите на меня. Мне стыдно. Я голая женщина.
Между тем он был одет и был мужчина с усами».
Лишь спустя некоторое время бедный бухгалтер понял, что его коллеги по несчастью такие же симулянты, как и он сам.
«- Значит, вы не сумасшедший? - спросил Берлага. - Чего же вы дурака валяли?
— А вы чего дурака валяли? Тоже! Слонов ему подавай! И потом, должен вам сказать, друг Берлага, что вице-король Индии для хорошего сумасшедшего - это слабо, слабо, слабо.
— А мне шурин сказал, что можно, — опечалился Берлага.
— Возьмите, например, меня, — сказал Михаил Александрович, — тонкая игра. Человек-собака. Шизофренический бред, осложненный маниакально-депрессивным психозом, и притом, заметьте, Берлага, сумеречное состояние души. Вы думаете, мне это легко далось? Я работал над источниками. Вы читали книгу профессора Блейера «Аутистическое мышление»?
— Нет, — ответил Берлага голосом вице-короля, с которого сорвали орден Подвязки и разжаловали в денщики».
Все вышеприведенные примеры касались сознательной симуляции, но, как мы сказали выше, она может быть и неосознанной, когда больной преувеличивает симптомы своего заболевания без какой-либо корыстной цели. Такой вид притворства чаще обозначают специальным термином «аггравация». Болезнь в этом случае реально имеется, но больной преувеличивает ее тяжесть. Неосознанная аггравация обычно обусловлена желанием больного обра тить на себя большее внимание медперсонала, получить лекарство, которое, по мнению больного, должно избавить его от страданий, вызвать сочувствие у окружающих и т. д. Это явление часто наблюдается у больных с психическими расстройствами (у тревожномнительных, истерических и психопатических личностей). Такие больные охотно рассказывают о своем заболевании, значительно преувеличивая болезненные ощущения.
Особенно характерны субъективные болезненные ощущения для истерического невроза. Недаром ученик великого Шарко, Юзеф Бабинский, назвал истерию «la grande simulatrice» - большая симулянтка. При этом, как отмечал А. Кемпински, «врачу бывает очень
Глава б. Обман в нашей жизни 445
трудно поставить диагноз, так как невротическая головная боль может быть идентичной или даже более сильной, чем головная боль, вызванная опухолью мозга. Сердцебиение может быть признаком эмоционального возбуждения и сердечной недостаточности, рвота - чувством отвращения или же серьезного нарушения пищеварительного тракта и т. д ».
Ж. Б. Мольер в комедии «Мнимый больной»
Уход в болезнь, «зацикливание» на ней характерно и для другого типа неврозов - ипохондрического, который имеет ряд особенностей, отличающих его от истерии. Такое состояние получило (не вполне заслуженно) свой ярлык — «мнимый больной». Такое состояние дало повод великому французскому драматургу Ж.-Б. Молье- РУ даже написать комедию под одноименным названием.
Однако, как правило, здесь также не идет речь о сознательном
446 Ю. Щербатых
обмане со стороны больного. Если кто кого и обманывает при ипохондрии — так, скорее, подсознание водит за нос разум. Дело в том, что с социальной точки зрения положение больного может быть более благоприятным, чем здорового, - ведь больной человек освобождается от всех общественных обязанностей, а близкие окружают его вниманием и заботой. Он как бы вновь возвращается в беззаботное детство, но ни за что на свете не признается, что такое положение ему приятно. И при всем при этом ипохондрический невроз нельзя смешивать с банальной симуляцией. Замечательный польский психиатр Антони Кемпински в книге «Психопатология неврозов» пишет:
«Больной редко отдает себе отчет в том, что благодаря неврозу он что-то получает. А если даже и подумает об этом, то быстро забывает, гак как невротические ощущения так неприятны для него, что больному трудно принять выгодные стороны своей болезни. Более того, обидные замечания окружающих о его мнимой болезни (врач может совершенно не находить объективных признаков заболевания) еще сильнее дают ему почувствовать свое болезненное состояние, увеличивают чувство обиды и агрессии к окружающим, а негативные эмоциональные реакции вызывают нарастание нарушений со стороны вегетативной нервной системы. Больной, подвергающийся нападкам, обвинениям в притворстве, еще более упорно защищает свою болезнь ее же симптомами. Они являются как бы доказательством его болезни, а окружающие обижают его недове рием».
От неврозов и аггравации в корне отличается другое явление - диссимуляция, при которой больной, наоборот, скрывает свое болезненное состояние. Диссимуляция часто встречается у детей. Боясь лечения, они скрывают свою болезнь. Когда решают идти к зубному врачу, возле дверей кабинета они говорят (часто морщась от боли): «А зубик уже не болит».
Этим грешат и взрослые, с той только разницей, что мотивы утаивания болезни у них посерьезнее детских страхов. Это может быть, например, стремление заниматься любимой работой — так скрывал свое увечье Алексей Мересьев, желающий непременно вернуться в авиацию.
Впрочем, работа бывает разной: кто то стремится в небо, а кто- то в Кремль. Вспомните президентские выборы 1996 года. Во время предвыборной кампании Борис Ельцин изображал из себя абсолютно здорового человека, а сразу после победы выяснилось, что он страдал достаточно тяжелым заболеванием сердечно-сосудиГлава
6. Обман в нашей жизни 447
стой системы. В итоге после успешной операции оказалось, что эта ложь была оправданной, но ведь страна могла остаться и без президента, что в том крайне политизированном и распаленном пред выборной агитацией обществе могло привести к непредсказуемым последствиям
Теперь от случаев обмана со стороны больного перейдем к вра чебному обману, который также может иметь как благородный, так и корыстный характер Рассмотренная нами аггравация тесно при-
мыкает к ятрогенным заболеваниям, которые вызываются неправильным поведением врача. Слово врача имеет огромный вес для больного, который зачастую неправильно истолковывает высказывания доктора. Впервые на возможную пагубную для здоровья больного роль врача обратил внимание швейцарский психиатр Е. Блей- ер. Здесь речь идет скорее не об обмане, а о непонимании или смысловом барьере между врачом и пациентом. Доктора не всегда помнят, что такие жаргонные выражения, как «спайки», «флюктуирует», «артерии склеротизированны». «находится на грани», «сердце никуда», могут вызвать у больного целый шквал самых мрачных предположений и тем самым ухудшить их состояние. Еще в XVI веке знаменитый врач Парацельс рекомендовал врачам не использовать выражения «болезнь неизлечима», заменяя его на чистосердечное признание, что конкретный врач в данное время пока не может ее вылечить. Оставляя таким образом у больного надежду на выздоровление, врач дает ему шанс действительно победить болезнь.
448 Ю. Щербатых
Здесь мы переходим к другой стороне обмана в медицине - на этот раз обмана со стороны врача. Довольно часто это делается из гуманных соображений, интересов самого больного, и поэтому такая «святая ложь» находит понимание и даже одобрение в обществе.
Одной из самых простых форм обмана является «ложь по умолчанию», которая принимает форму «врачебной тайны». Врачебная тайна соблюдалась с глубокой древности (об этом свидетельствуют письменные документы более чем двухтысячелетней давности) и касалась в первую очередь неразглашения обстоятельств заболевания среди окружающих больного людей. В некоторых случаях традиции врачебной тайны заставляли скрывать информацию о заболевании и от самого больного.
Как писал «отец медицины» Гиппократ, «окружи больного любовью и разумным утешением, но главное - оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает»
Обман больного с самыми добрыми намерениями чаще всего бывает необходим при неизлечимых заболеваниях. Правда, некоторые врачи полагают, что в этом случае врач должен честно предупредить больного о скорой и неизбежной кончине, с тем чтобы он успел привести в порядок свои дела и отдать необходимые распоряжения. Однако оказывается, что в реальной жизни мало кому удается спокойно перенести подобное сообщение. Информация о неизбежной смерти, как правило, вызывает сильнейшую психическую травму и не только омрачает больному последние дни или месяцы его жизни, но и ускоряет кончину. Известны многочисленные случаи, когда сообщение о неизлечимой болезни приводило к самоубийству; особенно часто это отмечалось у онкологических больных. Поэтому в некоторых руководствах по медицинской психологии отмечается, что «врач имеет право и умолчать, т. е. дипломатично говорить всегда правду, но не всю правду, с тем чтобы полученные сведения не способствовали ухудшению состояния больного».
Вот весьма красноречивый пример письма неизлечимой больной, написанный врачу за несколько дней до ее кончины, показывающий, насколько выше и благороднее бывает ложь, нежели чистая, но жестокая правда:
«Мой дорогой и добрый доктор! Вы, оказывается, искусный лжец Четыре года Вы меня обманывали. Вы уверяли, что у меня банальный зоб и что слабость и нарастающая худоба - результат перестройки желез внутренней секреции, а рентгенотерапия после операции необходима для рассасывания инфильтрата. Я верила Вам больше, чем себе и своим болезненным ощущениям, потому что видела, как Вы живете моими страданиями и муками. Моральным
Глава 6. Обман в нашей жизни 449
своим обликом, душевной чистотой, необычайной чуткостью к моей беде Вы воодушевили меня, подняли к жизни. Разве я могу сердиться на Вас, человека, который все сделал, чтобы я все эти годы могла любоваться солнцем, небом, родным Ленинградом, радоваться жизни. И если в это время я была в состоянии создать нечто весомое в архитектурном ансамбле Московского района, то это только Ваша заслуга. За все это Вам большое сердечное спасибо! Вспоминаю, как в день выписки из больницы Вы разговаривали с моими друзьями, а когда я вышла, чтобы попрощаться. Вы умолкли. Я уловила одну лишь фразу: «...добродетельный обман длит огонь жизни». Значимость этих слов я только сейчас поняла, когда в злосчастной онкологической ВТЭК узнала всю горькую правду о своей болезни, чем была окончательно выбита из колеи, я по-настоящему оценила Ваш такт. Милый доктор, почему не все, кому надлежит, располагают Вашими качествами? Почему эта ВТЭК со зловещей приставкой «онкологическая» разрушает всякие надежды на выздоровление, пусть пока иллюзорные, ввергает еще живых людей в омут неимоверных страданий?»
В некоторых случаях ложь об истинном характере болезни повышает шансы на выздоровление, успокаивая больного и внушая ему надежду на лучший исход. Ведь давно известно, что оптимизм, бодрость, жизнеутверждающее настроение могут значительно усилить природные защитные силы организма и дать шанс (пусть и мизерный) на излечение.
При этом даже сами врачи иногда предпочитают обманываться по отношению к своим собственным болезням, нежели прямо смотреть в глаза неумолимой смерти. Так, знаменитый русский хирург И. И. Пирогов при появлении признаков рака верхней челюсти по настоянию родных поехал в Вену на консультацию к знаменитому тогда профессору Г. Бильроту. Тот, понимая бесперспективность в данном случае оперативного вмешательства, сумел убедить Николая Ивановича в доброкачественности опухоли, вернув его к полноценной жизни и активной деятельности в области хирургии.
В некоторых случаях врачи применяют и более сложные виды обмана своих пациентов, если полагают, что это приведет к выздоровлению. Вот, например, случай из медицинской практики, описанный в газете «Аргументы и факты» (№51, 1996):
«Пациентка пришла к врачу с жалобами на боли в желудке, потому что она проглотила... живую лягушку. Сообщение про лягушку врачи могли бы и пропустить мимо ушей, но пациентка действительно страдала от приступов, похудела килограммов на 20, что по многим признакам было похоже на онкологическое заболевание.
450 Ю. Щербатых
Анализы не подтвердили этого предположения, а она все свое: «Съела лягушку!» Тогда решили, что причина в самовнушении. Врачам пришлось разыграть небольшой спектакль. Даму накормили, дали лекарство, вызывающее рвоту, а потом подбросили лягушонка, выловленного накануне в загородном пруду.
Женщина торжествовала, врачи стояли, виновато понурив головы. .. Ложь. Но ведь во благо: женщина стала с этого дня поправляться, набрала свой нормальный вес. Одно обидно: такой эффект бывает не всегда, не у всех и не так часто, как хотелось бы».
Пример с «внушенными» глистами из предыдущей главы о гипнозе показывает, насколько деликатно следует обращаться с такой «ложью во спасение». Ведь в том случае одно неосторожное «правдивое» слово молодого доктора перечеркнуло всю психотерапевтическую работу и убило пациентку, которая уже начала выздоравливать.
Особая статья этого раздела - обман со стороны врачей, связанный со своекорыстными побуждениями. В этих случаях, бросающих тень на доброе имя медицинского работника, врачи обманывают больных или их родственников, чтобы извлечь из этого обмана пользу исключительно для себя. Хотя такие случаи нечасты, тем не менее их стоит разобрать.
Самый «невинный» обман такого рода связан с желанием сохранить авторитет при неправильном лечении. Ведь врачи, впрочем, как и другие специалисты, не очень любят сознаваться в ошибках, допущенных при лечении больного, перекладывая ответственность за ухудшение его состояния на природу, организм и неправильное поведение самого пациента. («Я ведь говорил вам принимать эти таблетки ровно через каждые пять часов. А вы как принимали? Один раз приняли через шесть? Ну вот видите, а еще спрашиваете, почему до сих пор нет улучшения...»)
Еще великий Мольер в своей комедии «Любовь-целительница» метко заклеймил такой стиль поведения врачей:
«Не посрамим же достоинства, в которое возвело нас чужое слабодушие, и обретем согласие перед лицом больного, дабы приписать благополучное течение болезни себе, а собственные упущения - природе. Итак, повторяю: не будем опрометчиво разрушать отрадные заблуждения, благодаря которым столь многие из нас зарабатывают себе на пропитание».
К корыстному обману относятся и случаи выписывания ложных больничных листов за определенное вознаграждение. Такие факты, хоть они и не носят повсеместного характера, все же периодически встречаются в повседневной практике.
Глава 6. Обман в нашей жизни 451
К врачебному обману можно отнести получение денег за лечение, в котором нет необходимости, или сговор с фармацевтом, при котором врач выписывает дополнительные лекарства, без которых больной вполне мог бы обойтись. Поэтому особенно опасна тесная связь врача и фармацевта. На Западе периодически вспыхивают скандалы на этой почве, а нам, по-видимому, это еще только предстоит.
В советское время обман в постановке диагноза зачастую происходил под давлением силовых структур. Например, людей, запо-
X. Гольбейн Младший. Врач
дозренных в активной борьбе с существующим режимом, иногда отправляли в «психушку», подвергая принудительному и необоснованному лечению. Тут нюанс: некоторые психиатры вполне искренне считали диссидентов «ненормальными» — ведь, по их мнению, разумный человек не будет бороться против заведомо более сильной государственной машины, а значит, такое поведение психиатров формально нельзя считать обманом.
Весьма редко, но встречаются случаи, когда работники родильного дома сообщают о гибели во время родов ребенка, которого потом продают в другую, бездетную, семью.
Бывают и врачебные ошибки, приводящие к трагическим пос452
Ю. Щербатых
ледствиям. По идее такая ошибка должна быть обнаружена прозектором, но иногда корпоративная солидарность приводит к тому, что на вскрытии по взаимному соглашению сторон подтверждается именно тот диагноз, который был указан в истории болезни.
И еще ряд материалов, которые хотя и не относятся напрямую к теме «обман в медицине», но тесно примыкают к ней.
В старину к услугам лекарей прибегали, не только когда хотели вылечить человека, но и когда желали от него избавиться. В те времена врачи одинаково хорошо разбирались и в лекарствах, и в ядах. Поэтому, принимая снадобья из рук своих придворных целителей, властители древности никогда не знали наверняка, чем закончится это лечение. В одном старинном арабском трактате под названием «Тайна тайн» автор дает наставления правителю: «Не доверяй свое лечение одному человеку — ведь одного легко обмануть. Если можешь сделать, чтобы у тебя было десять лекарей, то пусть будет так. Не употребляй никакого лекарства без их общего согласия».
В этом же трактате, автором которого арабы первоначально считали Аристотеля, рассказывается, как великий мудрец Греции якобы спас жизнь Александру Македонскому Когда тот вторгся в Индию, местный царь преподнес ему многочисленные подарки, среди которых была прекрасная девушка. Она хотела поцеловать Александра, и лишь вмешательство мудрого Аристотеля спасло первого от неминуемой беды. Оказывается, эту девушку с детства вскармливали всевозрастающими дозами яда, к которому таким образом приучили ее организм. В результате слюна и пот оказались насыщенными вредными испарениями, а ее поцелуй был смертельным, как укус змеи. Возможно, это всего лишь легенда, но она показывает, что искусство врачевания, от которого зависит здоровье человека, может быть использовано как во благо, так и во вред человеку — все зависит лишь от чистоты помыслов конкретного врача.
Нетрадиционная медицина
(знахари и шарлатаны)
«Посмотрим правде в глаза, - пишет журналист Евгений Зубарев, - наш еще недавно такой простой и понятный мир заполонили потенциальные клиенты психоаналитиков и просто незарегистрированные психопаты. Это для них придуманы патентованные пилюли от кашля, вызывающие немедленный запор, и капли от запора, вызывающие скоропостижный кашель. Это их лечат в один заход от
Глава 6. Обман в нашей жизни 453
«табакиэма», алкоголизма и коммунизма, предусмотрительно исключив из программы лечения кретинизм. Это для них ежедневно вещает Великий Космос простуженными голосами переучившихся мошенников, неистово убеждая аудиторию в немедленном и безоговорочном конце света, денег и совести».
И действительно, судя по всему, племя магов, колдунов и знахарей, подвизающихся на ниве исцеления, неистребимо. Они были во все века, не стало их меньше и сейчас - в эпоху научно-технического прогресса. В XVIII веке известный проходимец лекарь Иосиф Гильмер объездил многие страны Европы в золоченой карете, на которой был нарисован его девиз: «Mundus vuit decipi» - «Мир хочет обманываться». Увы, за прошедшие двести лет сознание людей не претерпело коренных изменений.
Не так давно в воронежской газете «МОЁ» (№52, 1996) я ветре тил репортаж о «народном целителе», применяющем для лечения натуральную магию с добавлением экстрасенсорики и христианской медицины. Корреспондентка газеты обратилась к нему по поводу болезни своей племянницы Ксении, и «народный целитель» без колебаний сразу же поставил диагноз: «У девочки было порочное зачатие. Все хвори от этого». Вот как описывает посетительница дальнейшие события:
«От этих неожиданных слов меня бросает в жар.
— Почему порочное? Ее мать к тому времени уже год как была замужем...
— Это не имеет значения Порочное зачатие - своего рода термин, принятый у нас, магов. Я четко вижу, что уже в самом начале при слиянии клеток этот организм недополучил энергии.
Затем Петр Иванович берет в руки какой-то необычный прибор в виде толстой спирали с ручкой и подходит к окну. Оказывается, это нинометр — его собственное изобретение «для выявления неоновой неоднородности». Румянцев задает себе разные вопросы и смотрит, как на них реагирует прибор.
- Сколько было божественного при зачатии Ксении?
Нинометр занимает горизонтальное положение примерно в метре от окна.
- А сколько было дьявольского?
Идет проверка и по материнской, и по отцовской линии После чего дается ответ: «У ребенка нарушен принцип сборки».
— Это же не машина какая-нибудь, а человек, — удивляюсь я такому ответу.
- У здорового человека энергия, поступающая из космоса, со454
Ю. Щербатых
бирается где-то в районе солнечного сплетения. — Румянцев наскоро рисует на листе человечка и показывает все наглядно. - А у вашей девочки центр сборки из-за грехов предков и наследственных болезней находится где-то под землей. И смещен чуть вправо. Отсюда все идет: раздражительность, негативизм и болезни. Она живет фактически в ином мире.
Почувствовав мою обеспокоенность, Петр Иванович просит меня сесть на стуле прямо, положить руки на колени и закрыть глаза. Сам он становится справа. Я чувствую исходящее от него тепло. И пятки мои начинают помимо моей воли отрываться от пола...
- Вот и все. Я поставил центр сборки вашей родственницы на нужное место.
Чуть позже, во время беседы, Румянцев решает проверить, «на какой ступени посвящения в Святой Дух я сейчас нахожусь». Отходит от меня все дальше и дальше, держа перед собой прибор, который начинает отклоняться только в дальней комнате.
— Прекрасно! Высшая, пятая ступень! Есть все предпосылки для успешного лечения вашей маленькой родственницы. Не каждому удается подняться так высоко. Насколько я знаю, на пятой ступени «посвящения» находятся сами руководители курсов экстрасенсов, магов! У вас редкая готовность к восприятию Божьего голоса.
(Здесь я позволю себе вмешаться в этот репортаж. Целитель не брезгует дешевой лестью, которая, как видно, повлияла на написание данной хвалебной статьи. -Ю.Щ.)
- Я диагностирую плод, избавляя будущего ребенка от болезни. Могу вылечить от рака тех, кого медики не соглашаются оперировать. Нормализуется энергетика организма, погибают раковые клетки.
(Вспоминаю, как умирал от рака гортани мой знакомый, талантливый воронежский художник Володя Сова. Его мать, измученная тревогой за сына и многозначительным молчанием врачей, бросилась за помощью к знахарям. И те не заставили себя долго упрашивать. Одна бабулька, даже не видя больного — Володя уже не вставал с постели, — взяла с нее приличную сумму и, глядя на фотографию, уверенно заявила: рака нет; его болезнь пройдет, надо только прикладывать к шее особую глину, на которую она наложит заклятие.
Через пару недель Володи не стало. Деньги знахарка, естественно, не вернула. — Ю.Щ.)
— Вот смотрите. — Петр Иванович подает одну из самых свежих телеграмм. «Очень болят ноги. Дикие головные боли. Помогите!
Глава 6. Обман в нашей жизни 455
Татьяна». И все. Петр Иванович эту женщину в глаза не видел. Да это, оказывается, необязательно: он каким-то необъяснимым образом настраивается на волну этого незнакомого человека и помогает на расстоянии. Потом приходят телеграммы со словами благодарности.
Петр Иванович не объясняет досконально, как он все это делает и кто ему помогает Но ясно дает понять - идет общение с Богом. Больших подробностей простым людям просто не нужно. Нам не понять. Нам нужно просто верить». Так заканчивает свой газетный очерк корреспондентка.
Понятно, что после такой сенсационной статьи десятки измученных людей пойдут к «целителю», и те из них, которым станет хоть чуточку легче, разнесут славу о нем по городам и весям.
Но я бы советовал относиться к таким целителям с долей юмора, примерно так, как это делал знаменитый американский писатель О'Генри в своем рассказе «Джефф Питерс как персональный магнит»:
«В то время я был доктором Воф-Ху, знаменитым индейским целителем. В руках у меня не было ничего, кроме великолепного снадобья: «Настойки для Воскрешения Больных». Настойка состояла из живительных трав, случайно открытых красавицей Та-ква-ла, супругой вождя племени Чокто. Красавица собирала зелень для украшения национального блюда - вареной собаки, ежегодно подаваемой во время пляски на Празднестве Кукурузы, — и наткнулась на эту траву.
В городке, где я был перед этим, дела шли неважно: у меня оставалось пять долларов. Прибыв на Рыбачью Гору, я пошел в аптеку, и там мне дали взаймы шесть дюжин восьмиунцевых склянок с пробками. Этикетки и нужные припасы были у меня в чемодане... Шарлатанство? Нет, сэр. В склянках была не только вода. К ней я примешал хинина на два доллара да на десять центов анилиновой краски. Много лет спустя, когда я снова проезжал по тем местам, люди просили меня дать им еще порцию этого снадобья».
Здесь О'Генри прав на все сто процентов. Если среди ста пациентов хотя бы десять почувствуют улучшение (а так или иначе, даже во время эпидемии чумы кому-то всегда полегчает), то эти десять человек будут так превозносить своего лекаря, что убедят и остальных - ведь людям так хочется верить в чудо, особенно если оно было рядом и слегка осенило их своим невидимым крылом.
Кстати, автор неплохо разбирается в основных принципах «ве- Шанья лапши на уши» доверчивым пациентам. Во-первых, нужна
456 Ю. Щербатых
красивая легенда - и в ход идет история о супруге индейского вож- дя. Во-вторых, желательно иметь реальное лекарство или что-то его заменяющее (в идеале оно должно быть как минимум безвредно - и на свет появляется подкрашенная горькая водица). В-третьих, для воздействия на сознание клиентов обычно применяют сеанс интенсивной психотерапии — если после «лечения» им и не ста-
^ Д-ра ШИНДЛЕРЪ-БАРНАЙ
W „МарГенбадск1я Редукц1онныя 2 Пилюли" против*
гожирън ifl
Ж в отличное слабительное средство.
£‘х
Настоящая упаковка въ короб* кахъ красцаго цв'Ьта съ описа- н!еы-ь способа употреблены. Продажа ао асЪхь аптеиагь и аитеварсвпхъ ыагаавнахь.
Реклама средства от ожирения («Нива». 1913 г.)
нет действительно лучше, то их можно убедить в этом. Впрочем, предоставим лучше слово ОТенри:
«Хромые начинают говорить, а слепые - ходить, как только я сделаю пассы. Я - медиум, колоратурный гипнотизер и спиртуозный контролер человеческих душ... «Теперь, - сказал я, - отвлеките ваше внимание от вашей болезни. Вы здоровы. У вас нет ни сердца, ни ключицы, ни лопатки, ни мозгов — ничего. Вы не испытываете боли. Признайтесь, что вы ошиблись, считая себя больным. Вы чувГлава
6. Обман в нашей жизни 457
ствуете, что боль, которой у вас никогда не бывало, постепенно уходит от вас... Воспалительное состояние прошло. Правая лопасть перигелия уменьшилась. Вас клонит ко сну. Ваши глаза слипаются. Ход болезни временно прерван. Теперь вы спите...»
В такой трактовке читать про народных целителей смешно, не правда ли? Но еще смешнее, что этот примитив работает и денежки доверчивых пациентов плавным ручейком перетекают в карманы знахарей
Доктор медицинских наук, профессор Натан Владимирович Эльштейн написал интересную книгу, которая называется «Медицина и время», в которой есть глава, посвященная шарлатанам, подвизающимся на ниве лечения. Она так и называется - «Блеск и нищета парамедицины». В ней он приводит ряд поучительных фактов, показывающих, что комбинация невежества и желания избавиться от болезни заставляет людей безоговорочно верить самой чудовищной выдумке. В частности, профессор Эльштейн пишет, что в г. Сент-Луисе (штат Миссури, США) в 1980 году был открыт Национальный музей медицинского шарлатанства. В нем представлены конфискованные экспонаты, предназначенные для исцеления человечества от любых болезней. Здесь и аппарат, излечивающий «психические расстройства и заболевания желез личности», и аппарат «Релакс-А», помогающий худеть посредством «упражнений, не требующих никаких усилий», и «аккумулятор органической энергии», ограждающий от всех болезней, и различные средства, «излечивающие» рак и другие недуги.
Газета «Правда» (№52, 1968) рассказывала, что в городе Люберцы проходимцами были изготовлены из атласных и шелковых лент «охранные пояса, спасающие от всех болезней». За короткий срок было распродано 12 тысяч поясов.
Газета «Известия» (№278, 1980) писала, как в городе Серпухове в течение двух десятков лет «лечил» от многих болезней, включая рак любых органов, бывший сборщик утильсырья и собаковод И. А. Скворцов. 8 основном назначался березовый деготь. А, скажем. при частом пульсе - слабительное. Как заявил «врачеватель», «чтоб прослабило, чтоб она, организма, у него немножко это... перестала бушевать...»
В свое время тысячи людей устремлялись в Эстонию за чудодейственной смесью «АУ-8», которой можно было лечить все болезни разом. Люди платили огромные деньги за бутылочку мутной жидкости, содержащей «кости говяжьи, свиней и птиц; яйца кур, уток, гусей; солод, мед, прополис и сахар; сливки, сыр, творог и сгущен458
Ю. Щербатых
ное молоко; различные фрукты и овощи; 3600 ферментов; 52 вида бактерий (в том числе из космоса!); до 100 видов корней и семян растений; макро- и микроэлементы; энергетические вещества».
Автор этой «чудо-смеси» с гордостью рассказывал журналистам, что технология изготовления лекарства основана на 40 открытиях и более чем 2 тысячах изобретений. При этом впервые в истории человечества стало возможным пищевыми продуктами спасти людей от всех болезней.
В 1988 году газета «Советская Эстония» поведала своим чита телям историю о некоем кооперативе, члены которого из остатков летающей тарелки создали генератор «Д-излучения». Как утверждали авторы этого «открытия», их чудо-генератор мог «инвертировать раковые клетки на здоровые», дистанционно (на расстоянии) излечивать людей от любых болезней путем облучения их мочи, лечить СПИД и т. д.
Мало того, по утверждению авторов, изобретение позволяло также экономить на 40% автомобильное топливо, в полтора раза повышать урожайность зерновых культур и превращать медь в золото! Соблазнившись столь радужными перспективами, одно промышленное предприятие Таллина заключило с кооперативом договор на использование генератора в производстве, заплатив мошенникам кругленькую сумму. Вот уж нет ничего нового под луной, вновь из глубины веков возвращаются старые знакомые: алхимики, маги и кудесники, лишь чуть изменившие атрибуты: философский камень и нечистая сила превратились у них в летающие тарелки и биополе.
Кстати, такая многоплановость воздействия магического средства (от излечения СПИДа до экономии топлива) есть первый признак шарлатанства, ибо идея «универсального лекарства» порочна по своей сути. Как писал профессор Н. В. Эльштейн, «одним из верных признаков псевдонаучности, который должен всегда настораживать, является универсальность лечебного метода. Если его пытаются применить при лечении больных зобом и слабоумием, грыжей и тугоухостью, опухолью и повышенным кровяным давлением — это верный признак знахарства, открытого или завуалированного».
Самое неприятное, что мошенников от медицины трудно поймать с поличным. Как писала газета «Мошенники» (№2, 1996), если вы соблазнились на рекламное объявление и попросили выслать амулет от болезней, который, естественно, не помог, винить тут некого.
«Если почтовое отделение зарегистрировало факт получения
Глава 6. Обман в нашей жизни 459
гражданином Ивановым крысиного хвостика в бандероли за 500 рублей, то никакие причитания гражданина Иванова об обмане не помогут, ему был выслан предмет его вожделения - крысиный хвост. А то, что «амулет» не помогает, милиция исправить не может — обманулся гражданин сам. Другое дело, что уголовные дела по фактам мошенничества могут быть возбуждены по отношению к гражданам, не выполняющим свои обязательства. Например, взявшим в качестве предоплаты деньги за лечение, а затем исчезнувшим.
Такие дела не редкость, но все они крайне запутаны теми обстоятельствами, что талоны бесплатных объявлений можно подписать любым именем, квартиру - офис чародея — можно снять на короткий срок. А вид услуг, по которым можно, казалось бы, идентифицировать личность преступника или хотя бы выявить круг подозреваемых граждан, и вовсе не показатель — на каждом шагу продаются пособия по белой, черной, красной и прочим магиям: покупай, читай, а потом сам твори, выдумывай, пробуй. Что многие и делают. Находятся даже граждане, пытающиеся потом возбуждать уголовные дела против издателей этой макулатуры по факту шарлатанства. Например, старушка К. пыталась возбудить дело в отношении издательского кооператива, выпустившего пособие по магии. Кооператив ответчиком быть не мог, так как злой умысел доказать невозможно - рецепты и «полезные советы» датировались аж XVII веком.
Статистика показывает: каждый второй гражданин, обратившийся за помощью к средствам нетрадиционной медицины, считает себя обманутым и жаждет компенсации. И помочь, к сожалению, милиция здесь может только советом: не гонитесь за модой и будьте осмотрительны в выборе способов лечения».
К сожалению, в нынешнем Уголовном кодексе нет четкой статьи, которая наказывала бы знахарей, занимающихся нелегальным врачеванием. По статье «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью» псевдоцелителей можно привлечь к ответу только тогда, когда их деятельность «повлечет по неосторожности причинение вреда здоровью человека или его смерть». До этого момента знахарь, выходит, неподсуден. Выходит, все по пословице «Пока гром не грянет...»
Кстати, африканские колдуны оказались более честными, чем наши. Так, например, камерунские знахари приняли специальный устав, в котором говорится: «Наши лекарства, обладая магическими свойствами, должны приводить к немедленному выздоровлению. Если через три дня больной не поправляется, мы советуем ему об460
Ю. Щербатых
ратиться в диспансер или больницу». В Гане знахарям выдают дипломы. а в Нигерии подвергают специальным экзаменам.
В 1981 году французский профессор Десперри опубликовал статью «Шарлатаны, знахари и парамедики». В ней он отметил, что их численность во Франции превосходит число дипломированных медицинских работников, причем сами «целители» предпочитают лечиться научными методами, у настоящих врачей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий