пере под названием «бизнес», концентрируют свои усилия на решении главной задачи: овладеть долла/юм клиента, нреж()е чем это сделает дру гой.
С поарт Чейс
Французский писатель Андре Моруа говорил: «Бизнес - это комбинация войны и спорта». Во время занятий обоими этими видами деятельности не приходится расслабляться. В спорте проигрыш означает удар по честолюбию, в войне — ранение или смерть, в бизнесе - потерю денег. Казалось бы, неприятности в бизнесе значительно уступают опасностям войны, но любая военная кампания, как правило, имеет кратковременный характер, бизнесом же мы занимаемся всю жизнь. А значит, опасность быть обманутым не оставляет нас ни на минуту в течение десятилетий. И бывают случаи, когда человек не выдерживает силу сокрушительного финансового удара: недаром нервные болезни, психические срывы и даже самоубийства — частые гости среди предпринимателей.
В предыдущей главе мы рассмотрели случаи обмана в рекламе.
476 Ю. Щербатых
Зачастую обман в бизнесе начинается именно с нее, так что бывает трудно разделить эти два вида мошенничества. Но в общем виде любая коммерческая операция может быть представлена тремя фазами: заключением сделки, самой сделкой и выходом из нее (расплатой). Обман возможен на любом этапе, и, как мы увидим дальше, выйти из сделки с выгодой бывает не легче, чем ее совершить (впрочем, в этом не сомневаются профессиональные карточные игроки, прекрасно знающие, что выиграть деньги - еще не значит унести их домой).
Итак, обман в различных сферах бизнеса.
Магазин, рынок, сфера услуг
Для начала — небольшая цитата из книги Сергея Довлатова «Наши»:
«Обедали мы с приятелем в ресторане «Балтика». Разговорились с официанткой. Угостили ее коньяком. И все это дружески, без малейшей корысти. Она же затем поступила довольно странно. Обсчитала меня рублей на шесть.
Откровенно говоря, я немного растерялся. Не денег, естественно, жаль, за человека обидно.
А приятель говорит:
— Чему ты удивляешься?! Соловей заливается не потому, что ему весело. Он просто не может иначе . Соловей поет, официантка ворует... Просто иначе не может... Природа такая, инстинкт...»
Эта выдержка имеет непосредственное отношение к теме нашего исследования - обману в торговле, так как показывает, как это называют психологи, «социально-ролевую деформацию личности». Часто сознание людей, работающих в сфере торговли и платных услуг, меняется определенным образом. Ведь основная цель их деятельности - получение максимальной прибыли. И для достижения этой цели подходят любые средства, если они не вступают явно в противоречие с Уголовным кодексом. Поэтому покупатель, приходя на рынок или в магазин за покупками, однозначно попадает в «группу риска». Как и другие виды бизнеса, это жестокая игра, и хотя ставки в ней не так высоки, как на фондовом рынке или при торговле недвижимостью, все же по совокупности набегают весьма значительные суммы потерь.
Глава 6. Обман в нашей жизни 477
Удачность или проигрышностъ для вас любой торговой сделки определяется ее главными параметрами: ценой и качеством приобретаемого товара. Хочется отметить, что, для того чтобы не быть обманутым, следует стремиться не к минимальной, а оптимальной цене. Ведь недаром существует поговорка «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Значительно сниженная по сравнению со среднерыночными цена должна сразу же насторожить покупателя. Чаще всего за та-
кой «благотворительностью» скрывается обман. Он может выражаться в том, что вам подсунут старый, залежалый или недоброкачественный товар. Если это касается еды, то продукты могут оказаться несвежими, с истекшими сроками реализации, а вещи могут оказаться из серии «second hand», а попросту - бывшими в употреблении или годами пылившимися на витринах магазина. На Западе, кстати, такое бывает часто: торговая фирма разоряется и объявляет себя банкротом, а ее имущество вплоть до витринных образцов распродается страховой компанией, покрывающей убытки. Иногда такой «стоковый» товар попадается нашим «челнокам», ко478
Ю. Щербатых
торые потом перепродают его на российских барахолках в несколько раз дороже. Кстати, на барахолках, «толкучках», в общем, на вещевых рынках общепринятые в нашей торговле правила не действуют. Ведь на руках у вас не остается товарного чека, и никаких гарантий за свой товар продавец практически не несет. Поэтому, соблазнившись на дешевизну, мы рискуем потерять значительно больше.
С другой стороны, покупая товары в дорогих, престижных магазинах, мы тоже даем себя обмануть, только на этот раз - собственному тщеславию, ибо сверхвысокие цены там отнюдь не всегда соответствуют такому же уровню качества. Самое оптимальное - выбрать для себя «средний» по ценам магазин, где относятся с уважением к клиентам и дорожат своей репутацией.
Однако довольно часто нам все же приходится приобретать товар на рынках и мелких торговых точках. Особенно это касается пищевых продуктов. Здесь мы встречаемся с такими формами «обслуживания» покупателей, как обвес и обсчет. Что можно тут посо ветовать? Хочу обратиться к собственному опыту. Когда я учился в аспирантуре, моим соседом по комнате в общежитии был аспи рант-математик. Его слабостью были расчеты. Он просто обожал считать. Карманные калькуляторы тогда только входили в моду, и он не расставался с небольшой логарифмической линейкой, которую носил в кармане пиджака.
Однажды он вернулся домой в расстроенных чувствах. При взвешивании конфет к чаю он перепроверил продавщицу, и оказалось, что она обсчитала его на двадцать копеек. Это его слегка расстроило и заинтересовало. Он пошел в рыбный отдел - и его вновь обсчитали. После этого в течение недели он при покупке весового товара подсчитывал свои потери. Вывод его поразил: оказалось, что за год среднестатистический гражданин теряет на обвесе около ста рублей. Напомню, что дело было в 80-е годы, стипендия составляла 40 рублей, а 130 рублей в месяц получал инженер или начинающий учитель. Дальнейшие «исследования» моего соседа позволили сделать следующие выводы:
1. Обсчет - неминуемое явление нашей торговли, и рядовые граждане будут нести при этом неминуемые потери. Задача состоит только в том, чтобы их минимизировать.
2. Их можно уменьшить, если взять себе за труд хотя бы грубо и приблизительно подсчитывать стоимость товара. Если обвес не превышает 2-5%, это еще терпимо, в противном случае лучше показать, что не стоит держать вас за полного идиота. Тем более что продавцы обычно молча возвращают присвоенную мелочь. Ведь они раГлава
6. Обман в нашей жизни 479
ботают по беспроигрышному принципу: «Если человек молчит и терпит - его надо обмануть, а если качает права - с ним лучше не связываться». Понятно, что не всякий будет вступать в пререкания с продавцом из-за 200-400 рублей, но вспомните расчеты аспиранта (ведь пропорции сохранились) - за год мы теряем на обвесе как минимум половину нашей месячной зарплаты! А это уже сумма порядка ста долларов.
3. Как говорил мой приятель, для того чтобы предсказать, будут ли тебя обсчитывать, посмотри на пустые весы. Если стрелка «сбита» (то есть специально сдвинута) меньше чем на 5 граммов, тебя обсчитают «по-божески», если от 5 до 10 г - как следует, а уж если весы «сбиты» на 15 г и более - перед тобой «грабитель с большой дороги», и тут уж не обойтись без помощи своего калькулятора. Именно поэтому опытные пройдохи от торговли стараются не оставлять пустых чашек весов. У них на них обязательно что-нибудь лежит — чашка для фруктов, гири или пара бананов. Это, кстати, тоже своеобразный сигнал к бдительности. Правда, последнее время продавцы действуют более умело — они «накручивают» пружины весов, так что стрелка остается на нулевой отметке, но вот показывает значительно больше реального веса. Здесь выход один (хотя и неудобный) - иметь при себе предмет определенного, заранее выверенного веса - в идеале 50-100-граммовую гирьку или любую вещь, которую вы предварительно взвесили на точных весах.
В настоящее время, кроме рычажных весов с двумя плечами, часто встречаются пружинные весы с круглым циферблатом. У них со стороны продавца есть винт регулировки, который позволяет особо ловким «труженикам прилавка» во время взвешивания добавлять вес. Поэтому если у продавца весы с круглым циферблатом и он во время взвешивания начинает производить с ними какие-то манипуляции, резко снимите товар. Может оказаться, что стрелка пустых весов будет показывать граммов сто «воздуха».
Еще один фактор риска - пластмассовая чашка для продуктов. На ней должен быть четко указан вес пустой тары. Если надпись стерлась, вы можете указать на это продавцу и пообещать сообщить об этом факте в районную торговую инспекцию или Общество защиты прав потребителей. Можете не сомневаться, такое обещание резко снизит вероятность обвеса с его стороны, ибо мошенникам лишние скандалы ни к чему.
Еще один традиционный способ обвеса — толстый слой бумаги под продуктом. По правилам на противоположной чаше весов должен лежать точно такой же лист бумаги, но это бывает очень редко.
480 Ю. Щербатых
Частенько продавцы не жалеют на это дело свернутого в несколько раз толстого оберточного картона, а в результате вы платите еще за 20—50 граммов продукта. Мелочи? Не скажите. Умножьте эту цифру на 365 дней в году и получите 10 кг. Если вы взвешивали сыр или колбасу по 5 долларов за кг, то получается, что за год вы дарите работникам прилавка 50 баксов. Этакую добровольную премию за культурное обслуживание. И это только за счет какой-то бумажки на весах. Добавьте сюда обвес (еще столько же) плюс обсчет (если вы без калькулятора, то обычно на этом этапе вас обманут как следует), и получается, что рядовой российский покупатель в среднем теряет до $200 в год из-за недобросовестности торговых работни ков. Кстати, на современных электронных весах есть специальная кнопка - «тара», при помощи которой продавец обязан сбрасывать «пустой вес» перед взвешиванием продукта. Только кто это делает?
Теперь гири. Месяца два назад меня пытались обмануть при по мощи облегченной гири, которая весила 360 граммов вместо указанных на ней пятисот. Разоблачить этот обман было несложно. Я попросил взвесить четыре банана, а продавец положила на вторую чашку весов гирю. Это был первый «звоночек», что передо мной мошенница, так как гири кладут, если вес товара превышает килограмм Потом я обратил внимание на то, что эта гиря по форме несколько отличалась от остальных, лежавших на прилавке. На мой вопрос, а сколько граммов в этой гире, продавщица смешалась, а потом с ловкостью фокусника спрятала ее под прилавок, выставив на весы уже другую, нормальную.
Качество товара также может быть предметом обмана со стороны торговых работников и случайных людей, промышляющих в этом виде бизнеса. Факты разбавления пива и молока уже перестали удивлять, так же как и попытки цыган и вокзальных проходимцев сбыть изделия из меди под видом золотых. На овощном базаре вам могут подсунуть гнилые фрукты или мясо, не прошедшее санитарной обработки. Последний случай уже грозит серьезными заболеваниями - от трихинеллеза до сибирской язвы. Поэтому не рекомендуется покупать мясомолочные продукты у случайных лиц. Лекарства нынче дороги...
Основной закон рынка — получение максимальной выгоды. Этому правилу подчинено все. Поэтому, когда вам продают ведро яблок или слив, не поленитесь заглянуть в середину — вы с удивлением обнаружите, что фрукты там будут помельче, похуже, а то и с гнильцой. Как пишет С. А. Романов: «...0 честности и порядочности
Глава 6. Обман в нашей жизни 481
в торговле на рынке вести речь как-то смешно. Просто-напросто нет такого понятия. Одним надо продать подороже и побыстрее, другим - купить подешевле. Поэтому одни продают все, что попало, лишь бы была выгода. Другие, стараясь сэкономить, подчас рискуют тем малым, что у них есть. Впрочем, это действительно личное дело каждого... На рынке свои суровые порядки: не уверен — не покупай. А купил - пеняй на себя.
Особую статью преступного промысла составляют алкогольные изделия. Тысячи россиян ежегодно гибнут от отравлений алкогольными суррогатами. «Абсолют», «Распутин», «Наполеон» и многие другие спиртные напитки подделываются мошенниками при помощи технического спирта и пищевых добавок. Потом такое «пойло» закупоривается в фирменные бутылки и через сеть подставных фирм поступает в коммерческие киоски. Что же касается сертификата качества, то его тоже можно купить - за соответствующую цену. Осо482
Ю. Щербатых
бенно много в наших магазинах поддельного шампанского. Один знакомый брокер рассказывал мне, как в Волгоградской области был обнаружен подпольный цех по производству «шампанского». Дело было поставлено на широкую ногу и организовано гениально просто. Мошенники на винзаводе оптом закупали партию игристого напитка по 8 тыс. рублей. Потом на складе специально нанятая бригада «инвалидов» отклеивала этикетки и приклеивала новые - уже для шампанского, которое также оптом сдавалось на торговые базы уже по 13 тысяч. С каждой машины преступники имели по 20 миллионов чистой прибыли.
Когда склад «накрыла» милиция, оказалось, что сажать некого. Шофер только перевозил ящики с бутылками и понятия не имел, что там было налито, «инвалиды» сказали, что их попросили переклеить этикетки, так как на винзаводе произошла ошибка и наклеили не те бумажки, привозили с завода «Игристый напиток» и увозили на базы «шампанское» разные экспедиторы, и работа каждого в отдельности была законной, а вот «хозяина» всего дела, «вязавшего концы» и получавшего сверхприбыль, конечно же, не оказалось на месте. Полагаю, что искать его надо где-нибудь на Кипре или в Мон те-Карло.
Заключение разнообразных сделок
Чаще всего обман при заключении сделок происходит со стороны продавца, который стремится повыгоднее сбыть свой товар. При этом можно выделить несколько видов обмана, касающегося как потребительских свойств товара, так и психологических особенностей покупателя.
Предмет продажи в настоящее время отсутствует, но продавец уверяет покупателя, что он реален и соответствует условиям контракта.
Я не отношу сюда так называемые «фьючерсные» сделки типа продажи будущего урожая или иностранной валюты с учетом ее возможного курсового роста, так как при фьючерсах покупатель заранее идет на возможный риск, который тем или иным образом страхует. Тематикой нашей книги обусловлен разговор именно о заведомом обмане покупателя. Именно к этой категории относится мошенничество при продаже щенков «породистых» собак, которые впоследствии вырастают в банальных дворняжек, лечебных препаратов, единственное достоинство которых соответствие заповеди Гиппократа «Не навреди», представляющих собой смесь мела и са-
Глава 6. Обман в нашей жизни 483
хара или подкрашенную дистиллированную воду; саженцев деревьев на той стадии, когда еще трудно определить их продуктивность.
Для иллюстрации предлагаемой нами классификации мы воспользуемся страницами из сборника О'Генри «Благородный жулик». Один из героев его рассказов Джефф Питерс повествует, как он «надул» жителей одного городка.
«Я продал тамошним жителям на шестьсот долларов молодых фруктовых деревьев — грушевых, сливовых, вишневых, персиковых. С тех пор жители города не переставали глядеть на дорогу, поджидая, не пройду ли я по этой дороге опять...
Вся беда была в том, что их деревья не хотели соответствовать тем надписям, которые были начертаны на привязанных к ним дощечках Большинство из них оказались грушей-дичком и терновником, но были и липы и небольшие дубки. Единственное дерево, которое сулило принести хоть какой-нибудь плод, был молоденький виргинский тополек, на котором выросли хорошее осиное гнездо и половина старого лифчика».
Если вы думаете, что в данном примере отражена исключительно американская действительность, то заблуждаетесь. Как-то во время задушевной беседы за кружечкой-другой пива один мой днепропетровский приятель рассказал, что с успехом проделал подобную операцию на местном рынке. Главным моментом его махинации был провозглашенный знаменитым педагогом Яном Амосом Ко- менским принцип наглядности.
Мысль провернуть это дело пришла к нему не во время чтения О'Генри (он его тогда не знал), а при виде огромного — размером с небольшое яблоко - грецкого ореха, обнаруженного им в местном университете. Это был плод какого-то редкого элитного сорта, привезенный в подарок местным биологам из-за океана. Он договорился со знакомой лаборанткой, что она даст ему редкий орех на пару дней, после чего со своим другом отправился на машине в ближайшую лесополосу и накопал там сотню молодых саженцев неизвестного вида (дело было осенью, когда деревья уже сбросили листву). А потом было совсем просто. Он выгрузил саженцы недалеко от рынка, положил рядом суперорех, а сверху прикрепил табличку, на которой была сообщена краткая информация об этом чуде природы. То есть: кем выведен, из какого штата привезен и какой урожай дает - чистая правда, одним словом. Через полчаса перед ним выстроилась очередь. Доверчивые днепропетровцы с радостью отдавали ему свои денежки, унося домой вязы, ясени или Дубки - он сам не знал, что он накопал, а на редкие вопросы особо
484 Ю. Щербатых
подозрительных покупателей невозмутимо отвечал: «Почему у саженцев вид такой необычный? Так ты на орех посмотри. Он тоже на наши не похож! Сорт такой, дядя. Все вопросы к американцам... Я только продаю».
Я подозреваю, что после таких слов люди, через положенное время обнаружившие обман, винили в нем не только продавца, но и проклятых американских капиталистов, в очередной раз обманувших честных советских тружеников.
Другой вариант мошеннической сделки, предложенный Джеффом Питерсом, состоял в том, что предмет продажи был слишком далеко от места купли-продажи, чтобы покупатель мог проверить заявления продавца. Вновь обратимся к ОТенри:
«...разделил на участки те области штата Флорида, которые находятся глубоко под водой, и продавал эти участки простодушным людям в своей роскошно обставленной конторе в Чикаго. После того как он собрал что-то около ста тысяч долларов, один из тех пронырливых и беспокойных покупателей, которые всегда готовы чинить неприятности (я знал таких, которые проверяли купленные у меня золотые часы кислотой), - один из этой шайки пройдох совершил по удешевленному тарифу экскурсию на купленный им участок посмотреть, не требуется ли там починить забор, а кстати, закупить к Рождеству лимонов для предпраздничной торговли. Он прихватил с собой землемера, чтобы тот установил окончательно границы его участка. Подъезжают они к берегу и видят, что имение «Райская долина», столь прославленное в газетных рекламах, находится на дне озера Окичоби».
Возможны также такие варианты обмана, когда предмет продажи реально присутствует, но не соответствует той рекламе, которой его снабдил продавец. В первом варианте такого случая предмет сам по себе бесполезен, но у покупателя создается мотивация к его приобретению. Вспомним такие широковещательные кампании в прессе, как приобретение различных «очищающих трав» типа «Гер- балайфа» или «чудодейственной» посуды «Цептер». Без всех этих дорогостоящих товаров вполне можно обойтись, но реклама настойчиво убеждает нас в обратном. И вот кто-то не выдерживает и отстегивает деньги.
Старое — хорошо забытое новое. Поэтому вновь обратимся к воспоминаниям Джеффа Питерса и его друга Энди Таккера.
«- Брат, — говорит он, - прими мой сердечный привет! Не тебя ли я видел на юге Миссури прошлым летом, когда ты занимался продажей цветного песочка по полдоллара за чайную ложку и увеГлава
6. Обман в нашей жизни 485
рял, что, стоит только всыпать его в лампу, и керосин никогда не взорвется?
— Керосин и вправду никогда не взрывается, - отвечаю я. — Взрывается только газ...
...Пойми, - сказал я, - я учу ее хорошенько чистить лампу и вовремя подливать керосин. Если она выполнит мой совет, лампа не взорвется. А когда у нее есть песок, она знает наверняка, что взрыва не будет, и одной заботой у нее меньше».
Во втором варианте наличествующего товара он имеет какую-то потребительскую ценность, но вовсе не ту, о которой толкует продавец. На юридическом языке в зависимости от конкретики это может называться фальсификацией, подлогом, мошенничеством. По крайней мере, в таких случаях мошенник взамен взятых денег что- то оставляет жертве «в подарок». Как говаривал Джефф Питерс: «.. .сам же я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен - будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещину. Наверное, какие-нибудь мои предки происходили из Новой Англии, и я унаследовал от них стойкий и упорный страх перед полицией».
Финансовые операции
Первые «пирамиды» в нашей стране, появившиеся в конце 80-х годов, были довольно примитивны. Еще не было мощной оглушающей рекламы по радио и телевидению, а предприимчивые люди исчисляли свой доход тысячами, а не миллиардами рублей.
Человек, начинавший играть в «пирамиду», знал, на что шел. Он высылал десятку первому в специальном списке человеку, после чего вычеркивал его фамилию, а в конце приписывал свою В списке всегда должно быть ровно десять человек. После чего должен был найти новых участников игры и вручить им «откорректированный» список. Они, в свою очередь, также посылают деньги первому, вписывают в конце свои фамилии и адреса и ждут, когда их фамилия переместится на первое место. Добравшийся до вершины получает 10 240 рублей (это взамен 10!). На эти деньги в те времена можно было купить машину, и поэтому многие бросились играть в новую увлекательную игру Однако, как и следовало ожидать, денежки получили только первые находчивые люди. Те, кто пришел позже, остались ни с чем.
486 Ю. Щербатых
Затем эстафету в сооружении «пирамид» подхватили уже солидные организации. Вернее, солидными они стали потом, когда бессовестно присвоили себе деньги доверчивых граждан. А для раскрутки им хватало небольшого начального капитала для рекламы и большой наглости, так как никто из них и не собирался выполнять взятые обязательства.
Когда я пишу эти строки, передо мною лежат рекламные объявления из газет 1994 года Средством обмана служили внушительные цифры, кружившие голову многим людям, мечтавшим вот так сразу взять и разбогатеть.
Вот метод компании «Хопер-инвест». Она рисовала перед своими потенциальными клиентами фантастические перспективы будущих заработков: за 6 месяцев прибыль должна была составить 190% годовых, за год - 360, за три года - 380%, за 5 лет - 400% годовых. В абсолютных цифрах это выглядело еще более потрясающе: вложившему 100 тыс. рублей клиенту через год обещали вернуть 460 тысяч, за три года - 10 с лишним миллионов, а через 5 лет - 254 251 200 рублей!!! Игры с геометрической прогрессией мы проходили еще в школе, но на морально не подготовленных граждан это действовало. Единственное, что оставалось непонятным, - источник этих фантастических доходов. Фирма отделывалась невнятными высказываниями «об эффективном вложении средств в наиболее динамично развивающиеся отрасли народного хозяйст ва», туманно уточняя, что речь идет о добыче нефти, алмазов и золота, а также продаже на Запад военных технологий. Подробностей — никаких. Ведь это же коммерческая тайна! Но тайна была в другом — все сверхприбыли на первых порах оплачивались из карманов новых вкладчиков, поверивших рекламе. За счет их денег и выплачивались проценты. А реклама гипнотизировала: не спешите снимать деньги, ведь их становится все больше и больше. Если вы снимете свой вклад через год, то получите только 460 тысяч, а если потерпите два годика - уже 2 миллиона 162 тысячи! И люди терпели, пока в один прекрасный день не обнаружили на дверях фирмы замок и короткое объявление: «Выдача вкладов временно приостановлена». Ну а «время» - понятие растяжимое... Вплоть до вечности.
Я специально не останавливаюсь подробно на деятельности легендарного АО «МММ», так как ей посвящены целые труды. Что было, то было. Прививка от глупости была сделана, но и без этого можно было обойтись, если бы мы внимательнее изучали историю других стран, где подобные «пирамиды» проходили еще в позапрошлом веке. Наиболее громкая финансовая афера XIX века была связана
Глава 6. Обман в нашей жизни 487
со строительством Панамского канала. Группа аферистов, организовавших сбор средств для этого «проекта века», обещала всем вкладчикам гигантские прибыли от эксплуатации канала, но все закончилось грандиозным скандалом.
До этого, в XVIII веке, во Франции громкую известность получила Миссисипская компания, обещавшая за счет эксплуатации богатств Северной Америки платить громадные дивиденды владельцам акций. Чем популярнее становилась эта компания, тем больше она выпускала акций и тем дороже они стоили. Акции номиналом 500 ливров продавались по 10, а затем по 20 тысяч. Однако получать высокую и устойчивую прибыль в полудиких районах бассейна Миссисипи оказалось нереальным. Наступил неизбежный момент, когда первоначальный энтузиазм схлынул и отток денег из компании превысил новые поступления. Миссисипская компания, а вместе с ней и сотни тысяч французов обанкротились. В этой истории стремительного возвышения и падения фальшивых акций в полной мере проявились законы психологии толпы, работающей по принципу системы с положительной обратной связью. Они основаны на психологическом эффекте подражания (или, как еще говорят психологи, «заражения»). Когда курс акций растет, все их покупают, и чем больше покупают, тем больше растет курс. Когда он падает, все стараются продать, и чем больше людей продает, тем больше акционеров присоединяется к продающим.
Пример Миссисипской компании характерен еще тем, что показывает неблаговидную роль государства в одурачивании людей. Влиятельные сановники вплоть до регента Франции - герцога Орлеанского не только не препятствовали деятельности Джона Ло — главного организатора авантюры, но и обеспечили его солидной «крышей», предоставив должность в королевском банке. Ведь благодаря деятельности аферистов государственная казна пополнилась сотнями миллионов ливров.
Нечто подобное происходило в России в 1994 году, когда правоохранительные органы безучастно наблюдали за аферой господина Мавроди, беззастенчиво грабившего россиян. Разгадка такой «щепетильности» проста — «МММ» платила огромные налоги со своей преступной деятельности. Таким образом, правительство, закрыв глаза на явно скандальный характер деятельности «МММ», стало соучастником мошенничества.
Вот что пишет М. Сердюков в статье «Все, что твое, мое» («Мошенники», №3, 1996):
«Благородней, чем наше правительство, никого в этой весьма
488 Ю. Щербатых
криминальной истории вроде как нет! Предупреждали, радели, теперь вот переживают, впрямь как и весь народ. Вот только стоит ли забывать, кому мошенники в подавляющем большинстве исправно платили налоги? Ведь с официальных 40 триллионов рублей, присвоенных мошенниками, не менее 15, надо верить, поступило в государственную казну. Кто бы от них отказался в беспробудно печальные для отечественного бюджета времена? Никто и не думал отказываться. Кстати, Мавроди посадили в тюрьму за неуплату налогов, а вовсе не за обман своих вкладчиков.
Минфин - орган более чем государственный. Именно там выдают лицензии на право операций с ценными бумагами. Глупо считать, что там не подозревали об их печальном конце. Солидные госмужи якобы верили, что финансовые «пирамиды» вроде египетских — на века!.. Выходит, что государство в печальной для двадцати миллионов сограждан истории изъятия денег у и без того за - долбанного вечными нехватками населения - прямой соучастник бессовестнейшего мошенничества».
«Автомобильный» обман
Крылатая фраза Остапа Бендера «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» вдохновила миллионы наших сограждан на приобретение «железного коня». Но так же, как и мед неизбежно привлекает мух, автомобиль, будучи весьма дорогостоящим символом комфорта, притягивает взоры и интересы мошенников всех мастей. В сферу автомобильного бизнеса в нашей стране втянуты миллионы людей, и каждый из них, продавая, покупая, ремонтируя и эксплуатируя машину, так или иначе рискует быть обманутым. В Коране написано: «Они хитрили, и Аллах хитрил, но Аллах самый хитрый из хитрецов». Так вот похоже, что самый главный обманщик в российском автобизнесе - государство. Это оно под надуманным предлогом о поддержке отечественных производителей искусственно поддерживает монополию «АвтоВАЗа», принуждая нас ездить на морально устаревших второсортных автомобилях. Это оно, непомерно завышая таможенные пошлины, заставляет россиян многократно переплачивать за ввозимые из-за границы иномарки. Именно государство своей непродуманной налоговой политикой тормозит столь необходимое стране с плохими дорогами всемерное развитие автосервиса. Опять же государство, не определив законодательную базу относительно купли-продажи земли, создает трудности в области гаражного строительства, что поГлава
6. Обман в нашей жизни 489
вышает риск угонов автомобилей. А вспомните продажу государственных сертификатов в конце 80-х годов, за которые через 2-3 года правительство обещало выдать дефицитные товары вплоть до автомобилей. В результате были обмануты миллионы тогда еще советских людей. Поэтому нечего удивляться, что поставленные в тяжелые условия граждане вынуждены прибегать к ответному обману, чтобы обойти различные законы и постановления.
Возьмем пресловутые таможенные сборы. Платить эти абсурдные, с точки зрения здравого смысла, поборы (зачастую они намного превышают стоимость подержанного автомобиля) нереально, а ездить на машине хочется, в итоге «на лапу» получает таможенник. Если россиянин по долгу своей службы длительно проживает за рубежом, он может беспошлинно ввезти автомобиль, но только для себя, без права продажи. Если же он хочет продать его, то вынужден прибегнуть к обману, имитируя кражу. Он получает деньги, отдает свой автомобиль, а потом заявляет об «угоне». К этому бизнесу в последнее время подключили и граждан западных стран. У тех вообще получается двойная выгода - одну цену они берут с покупателя, который быстренько перегоняет автомобиль в Россию, а другую получают от страховой компании за якобы похищенную у них машину.
Самым громким автомобильным делом нашего времени, наверное, останется подмосковная «Властелина», при помощи примитивной «пирамиды» надувшая наших сограждан на миллионы долларов. О масштабах ее деятельности можно судить хотя бы по тому, что адвокаты Валентины Соловьевой - владелицы «Властелины» — просили отпустить ее на свободу под беспрецедентный залог в 1 триллион (!) рублей. Да что там этот триллион, если в период пика деятельности «Властелины» ежедневный оборот фирмы достигал 100 миллиардов рублей. Тысячи россиян, соблазненных блестящей перспективой получения автомобиля за треть цены, приносили свои кровные денежки, часть которых действительно шла на покупку машин. Но только часть... Большая, естественно, оседала в карманах мошенников. Убыток тут же покрывали толпы новых любителей дешевизны. Но любая «пирамида» функционирует, пока приток денег превышает отток. И в один прекрасный день «Властелина» рухнула, оставив многих наших сограждан без денег и автомобиля.
При «продаже» автомобиля у мошенников в запасе имеется много способов изымания денег у доверчивых покупателей. Поэтому при покупке автомобиля нельзя ни на минуту терять бдительность.
490 Ю. Щербатых
Один из способов обмана, описанный в книге «Мошенничество в России», был достаточно распространенным во времена автомобильного дефицита, однако используемый для этого прием универсален, и на него можно нарваться и сегодня.
Мошенник на авторынке знакомится с гражданином, приехавшим в столицу для приобретения автомобиля. Он обещает свести его с директором техцентра на Варшавском шоссе, который якобы поможет приобрести машину по нормальной цене. Приезжий был с товарищем, и это придавало ему некоторое чувство уверенности, что его не обманут. Мошенник везет своих жертв в техцентр и знакомит с «директором» магазина. Естественно, это было подставное лицо, не имеющее никакого отношения к магазину. Мошенник берет у приезжих паспорта и идет оформлять документы. Затем, вернувшись, отдает им накладные, куда вписаны их паспортные данные, цена автомобиля и другие атрибуты, заставившие их почувствовать себя обладателями новеньких авто. Первый мошенник, «директор» и два покупателя садятся в машину, чтобы ехать в сберкассу. «Ди ректор» просит их отсчитать деньги заранее, так как в сберкассе очередь, но знакомый кассир по блату пообещал обслужить их быстро, попросив лишь подготовить деньги заранее, чтобы дважды не пересчитывать. Мол, «директора» он знает давно и полностью ему доверяет. Жертвы отсчитывают деньги и пытаются положить их в свои карманы, но «директор» протестует, выражая свои сомнения относительно честности покупателей - а вдруг они по дороге часть вытащат. Он предлагает им положить деньги в портфель, закрыть его на ключ и держать у себя на коленях.
Вот тут-то и появляется портфель с двумя отделениями. 8 одном лежат заранее подготовленные свертки с бумагой, имитирующие пачки денег, а в другом прорезана дыра. Покупатели бросают свои деньги в заботливо подставленное им отделение с дырой (портфель в это время находится на переднем сиденье на коленях у «директора»), Тот тщательно закрывает портфель на ключ (деньги тем временем благополучно оказываются у него между ног), затем трясет свертками с бумагой, показывая, что деньги на месте, и передает портфель с ключом от него на заднее сиденье своим жертвам. Подъехав к сберкассе, приезжие с «директором» идут к несуществующему кассиру, а преступники скрываются, оставив «лохов» с бумажными «куклами».
Правда, иногда для этой цели мошенники используют пакеты с вафлями. Они тоже на ощупь и по звуку при тряске напоминают пачки с деньгами. Но вряд ли эти вафли могут подсластить горькую пилюлю.
Глава 6. Обман в нашей жизни 491
Другой способ связан с поддельной газетой, в которой напечатан тираж лотереи с «счастливым выигрышным» номером. Этот трюк был особенно в ходу в эпоху социализма, когда выигрыш в лотерее был почти единственным шансом легального приобретения автомобиля для представителей теневого бизнеса. Этот трюк сам по себе довольно примитивен, но хорошо работает только при соответствующем «оформлении».
Предварительно преступники изготавливали поддельную газету с тиражом лотереи, в которой был обозначен выигрыш автомобиля на номер имевшегося у них лотерейного билета. Причем газета, как правило, бралась республиканская, то есть получить выигрыш можно было только в центральных отделениях Сбербанка. Задача состояла в том, чтобы найти подходящего «лоха» с кругленькой суммой, горячим желанием приобрести автомобиль и большим нежеланием объяснять ОБХСС, откуда он взял эти деньги. Клиенту подсовывали фальшивую газету, брали с него деньги и исчезали. Наиболее тонкая часть этой операции заключалась в том, чтобы убедительно объяснить нежелание самого владельца выигрышного билета получить машину. В 1982 году в Днепропетровске произошел подобный случай обмана. Тогда грузину «случайно» подсунули старенького, еле стоящего на трясущихся ногах дедушку, который растерянно мял в руках злополучный билет и бормотал: «Ну куда мне машину, мне б на похороны отложить да внучку денег на свадьбу послать, да и ладно». Под мышкой он держал свернутый в трубочку номер газеты в селедочных пятнах с тиражом республиканской лотереи. В итоге наживка была схвачена, а житель солнечной Грузии благополучно лишился 10 тысяч рублей. Правда, дедушку того все-таки нашли — через его племянника, который работал наборщиком в районной типографии, где и изготовил поддельную газету. Но такое случалось редко, да и то при социализме. Сейчас мошенники работают более умело и нагло.
При любой торговой сделке покупатель, стремясь повыгоднее что-то продать, как правило, не скупится на рекламу. Расхваливать свой товар можно и даже нужно, однако сложно различить грань, где похвала переходит в откровенный обман. Ведь владелец машины может «просто забыть» сообщить покупателю, что его машина побывала в аварии, перекрашивалась или имеет какие-то скрытые дефекты. Даже без таких распространенных трюков, как «сматывание» километража со спидометра, можно задурить голову неопытному автомобилисту так, что он отвалит приличные деньги за битую, изъезженную машину, на которую умелой рукой навели над492
Ю. Щербатых
лежащий лоск. И лишь потом обнаруживаются ржавые дыры в ку зове, держащиеся на честном слове подвески или неисправный бензонасос. Поэтому покупать подержанный автомобиль рекомендуется только после консультации знакомого специалиста, которому вы доверяете.
Но, оказывается, купить с рук исправный в техническом отно шении автомобиль - это еще не счастье. Ведь радость будет сильно омрачена, если окажется, что этот автомобиль был угнан, и вам придется возвращать его прежнему владельцу. Поэтому при покупке машины с рук не забудьте удостовериться в ГАИ, не числится ли она в угоне. Нелишне также проверить карточку техосмотра (хотя это и не дает полной гарантии исправности машины, но все же...).
Гораздо реже обманщиком может быть покупатель. В этом случае он приобретает автомобиль, не заплатив за него. Очень часто для этой цели мошенник применяет сберкнижку «на предъявителя». Перед оформлением документов он показывает ее продавцу. Там, к примеру, значится 40 000 200 рублей. Для большей убедительности мошенник может даже съездить в сберкассу и попросить контролера удостоверить подлинность книжки и реальное наличие денег на счете.
Далее они едут переоформлять автомобиль (чаще к нотариусу по генеральной доверенности). Продавец полагает, что сберкнижка находится в кармане у покупателя, а она в это время уже у его сообщника, который снимает деньги, оставляя на счете 200 руб. Подрисовав нужные цифры, он быстренько возвращается к нотариусу, где в очереди томится его напарник с ничего не подозревающей жертвой. Во время оформления договора сберкнижка передается бывшему хозяину автомобиля в обмен на ключи и техпаспорт. В сберкассе ему взамен дадут 200 рублей.
Этот вариант обмана достаточно рискованный, хотя, как ни странно, почти всегда работает. Более осторожные жулики готовят две книжки - одну на 200 рублей, а другую на 40 000 200. Перый раз они показывают продавцу автомобиля книжку с миллионами, а у нотариуса дают «пустую». В этом случае нет необходимости спешно снимать деньги и, самое главное, отсутствует риск, что продавец обратит внимание на расходную операцию, помеченную сегодняшним днем. Хотя магия психологической установки невероятна. На этот трюк с одной сберкнижкой попадались десятки людей, и все они были уверены, что после заключения сделки им вручают именно тот документ, что показывали час назад. Здесь работает стереотип: что положили в карман, то оттуда и достали. Интересно, что в цирГлава
б. Обман в нашей жизни 493
ке, когда зритель видит, как фокусник достает из цилиндра кролика, хотя перед этим клал туда голубя, его это не удивляет. Там действует другая установка - на чудеса. Так вот, отправляясь продавать автомобиль, тоже настраивайтесь на чудеса и фокусы — тогда неприятных неожиданностей будет меньше.
Сделки с недвижимостью
Сделки с недвижимым имуществом по некоторым моментам существенно отличаются от сделок с другими объектами, и незнание этих отличий одной из сторон может служить источником криминогенной опасности для участников таких операций.
Вот конкретный пример, случившийся в городе Воронеже
Один гражданин захотел продать квартиру. Чтобы не терять на комиссионных, он решил действовать без участия посредников и риэлтеров. Нашел покупателей, сговорились о цене (причем покупатели не очень торговались и согласились на вполне приличную сумму) Только вот выразили сомнение, не «кинет» ли их продавец. Они. мол, ребята простые, всех законов не знают и поэтому опасаются отдавать деньги раньше времени.
Предложили сделать так: после заключения договора у ната- риуса оба экземпляра договора будут пока у владельца недвижи мости, а потом они заедут к друзьям за недостающей суммой и отдадут деньги в обмен на договор. Тогда, мол, никто никого не обманет. Продавец квартиры согласился. Они поехали к нотариусу, заключили договор, оба экземпляра забрал себе продавец, и участники сделки разъехались по своим делам.
Однако ни к вечеру, ни на следующий день покупатели не явились, что, впрочем, не очень встревожило владельца квартиры — оба экземпляра договора были у него, а у несостоявшихся покупателей на руках не было никаких доказательств состоявшейся накануне сделки. Он решил, что ребята пока не достали всех необходимых денег, и решил подождать еще. А «ребята» тем временем не дремали. На следующий день они явились к нотариусу и, жутко извиняясь, сказали, что накануне, изрядно отметив удачную сделку, напились и где-то потеряли свой экземпляр договора. А теперь не могут зарегистрировать сделку в БТИ. Нотариус вошел в их положение и выдал копию. Мошенники быстро провели регистрацию в БТИ и тут же продали эту квартиру заранее найденному покупателю.
Таким образом, они продали чужую квартиру, потратившись
494 Ю. Щербатых
только на нотариуса и перерегистрацию в бюро инвентаризации. А теперь можете представить себе встречу старого и нового владельцев!
Эта история могла произойти только потому, что первый владелец недвижимости не учел, что распоряжение недвижимостью (осуществляемое в результате совершения сделок отчуждения - купли- продажи, дарения, обмена) подлежит обязательной государственной регистрации, и подписание договора у нотариуса - первый, но еще не окончательный момент в этой процедуре.
При совершении таких сделок нужно учитывать и ряд иных моментов, отсутствующих при других коммерческих операциях. Предположим, что один гражданин купил у другого квартиру, зарегистрировали все вроде бы правильно, но спустя некоторое время выясняется, что при приватизации квартиры прежний ее владелец не учел интересов своих детей. Допустим, формально они оказались без жилплощади (хотя фактически могут иметь хоть по две квартиры). Тогда они обращаются в суд, который признает сделку недействительной и аннулирует ее. А потом новый и несостоявшийся владельцы жилплощади будут долго взыскивать обратно свои денежки с контрагента. Причем не исключено, что такая операция была задумана и разыграна специально заранее.
Поэтому, прежде чем покупать квартиру, поинтересуйтесь в жэке, насколько правильно была проведена приватизация; не остались ли «за бортом» люди, которые могут впоследствии предъявить свои права на вашу жилплощадь. К таким претендентам, помимо детей, относятся и другие близкие родственники, прописанные в данной квартире и в данный момент отсутствующие (например, находящиеся в заключении).
Помните, сделки с недвижимостью зачастую требуют вложения всех ваших материальных ресурсов, и цена за риск здесь особенно высока. Бывает, что в результате мошеннической операции люди оставались совершенно без денег или квартиры. Подумайте, как страшно оказаться в положении бомжа без крыши над головой. Поэтому или сами тщательно просчитайте все ходы будущей сделки, или доверьтесь профессионалам из солидной риэлтерской фирмы. Лучше пожертвовать частью, чем потерять все. Как говорит Арсен Хачатуров - воронежский предприниматель, помогавший мне в подборе примеров из реальной жизни для данной книги, людей чаще всего губят два качества: жадность и невнимательность.
Если за ваше жилье вам предлагают цену большую, чем вы ожидали получить, или вам уступают квартиру значительно дешевле по
Глава 6. Обман в нашей жизни 495
сравнению со сложившимися на рынке недвижимости ценами, не спешите радоваться. В этой жизни не принято делать дорогие подарки просто так. Остановитесь и внимательно просчитайте все возможные ходы ваших контрагентов. Если сомневаетесь в чем-то — отмените сделку. Квартир, слава Богу, на рынке недвижимости сейчас хватает. Риск в этой игре слишком велик.
Теперь перейдем к рассмотрению возможных обманных действий со стороны участников сделок с недвижимостью. Чаще всего мошенником оказывается продавец, реже - покупатель, поэтому сначала разберем такие случаи. Самый примитивный, но редко встречающийся обман - это когда при расчете после неоднократного пересчитывания многочисленных купюр покупатели-аферисты просто подсовывают продавцу банальную «куклу» из газетной бумаги вместо денег.
Чаще используется разница между реальной договорной ценой за квартиру и суммой, указанной в договоре (она ставится обычно меньше, чтобы избежать налогов). Вот эту меньшую сумму и выплачивает хитрый покупатель, после чего добиться от него остального можно, только наняв рэкетиров (которым, с одной стороны, надо заплатить не меньше, чем налоговой инспекции, а с другой - вступив при этом в конфликт с законом).
Но у продавца квартиры (реальной или липовой) есть гораздо больше шансов облапошить потенциального покупателя, желающего приобрести понравившуюся ему жилплощадь. Схема самого простого обмана следующая.
Один гражданин продает другому свое жилье, получает сполна деньги, а потом подает в суд просьбу признать сделку недействительной на основании какой-нибудь причины. По решению суда продавцу возвращается его квартира, а покупателю - уплаченные ранее деньги. Но, как правило, желая избежать налогов, в договоре указывают гораздо меньшую сумму, чем та, которая была выплачена за квартиру в действительности. Вот эту чисто номинальную сумму и возвратит первый владелец квартиры покупателю, а тот останется без жилья и почти без денег
Второй способ обмана состоит в том, что, продав квартиру, человек не спешит выписаться из нее, утверждая, что обстоятельства изменились и ему некуда выезжать. Наш «самый гуманный в мире суд» чаще всего встает на сторону первого владельца и выносит постановление вернуть деньги покупателю. Владелец недвижимости соглашается, но заявляет, что деньги он уже потратил или у него их Украли, а возвращать будет частями из своей зарплаты (которую
496 Ю. Щербатых
получает в мизерных количествах и весьма нерегулярно). Вся штука в том, что он отнюдь не отказывается платить, и к такой позиции юридически придраться сложно. По нашим законам можно высчитывать из зарплаты не более 30%, поэтому можно прикинуть, что при средней зарплате воронежского мелкого служащего $100 и цене проданной двухкомнатной «хрущевки» в $20 000 выплаты займут... 50 лет!
Третий способ состоит в продаже квартиры одновременно нескольким людям - так называемая продажа «по дубликатам». В этом случае владелец квартиры (обычно уезжающий за рубеж или в другой город) делает со своих приватизационных документов дубликаты, в течение одного дня в разных нотариальных конторах заверяет договора купли-продажи, получает деньги - и был таков! Теперь хозяином квартиры будет тот из покупателей, кто первым зарегистрирует ее в БТИ.
Четвертый способ заключается в применении фальшивых документов. При этом мошенники при помощи поддельных бланков и печатей (а бывает, что и при помощи подставного нотариуса) оформляют липовый договор о купле-продаже. Ничего не подозревающий покупатель платит деньги, а потом долго и безуспешно предъявляет свои права на чье-то жилье. Для этого аферисты обычно снимают квартиру на короткий срок, подделывают документы и «продают» ее, пока хозяин находится в отпуске или загранпоездке. По возвращении следует немая сцена...
Вообще покупатель и продавец изначально не доверяют друг другу, подозревая в обмане, и для таких подозрений есть основания. Если деньги передаются в момент нотариального оформления - рискует покупатель, так как квартира накануне может быть уже продана или передана в залог. Если деньги передаются после оформления договора у нотариуса, рискует продавец, так как на основании нотариально оформленного договора покупатель может сам зарегистрировать покупку, не заплатив бывшему хозяину ни копейки. Поэтому самыми надежными считаются варианты, при которых деньги до поры до времени остаются у третьих лиц, которым в равной степени доверяют обе стороны. Это может быть или солидная риэлтерская контора, или банк, в котором для такого случая открывается специальный депозитный счет. В последнем случае продавец получит свои деньги только после предъявления доказательств состоявшейся сделки.
При третьем варианте обман при купле-продаже недвижимости происходит по вине посредников - частных маклеров или недобросовестных риэлтерских фирм. В первую очередь здесь нужно
Глава 6 . Обман в нашей жизни 497
опасаться генеральной доверенности, дающей посреднику право на все операции с квартирой. Бывают случаи, когда такой документ подписывается путем применения насилия или шантажа, а следовательно, впоследствии может быть признан судом недействительным. Поэтому появление генеральной доверенности должно насторожить покупателя, которому есть смысл найти истинного владельца квартиры, чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей в будущем.
Достаточно опасно нарваться на «фирмы-однодневки», которые возникают для заключения одного-единственного договора, а затем бесследно испаряются, чтобы через месяц вновь возникнуть в другом месте.
Потенциальный покупатель, наткнувшийся на такую фирму по объявлению в газете, находит небольшой офис (как правило, располагающийся в обычной квартире) и очень дешевые цены. Увы, это по-прежнему работает! Желающему купить недорогое жилье говорят, что есть срочный вариант - хозяин через неделю улетает в Израиль, поэтому особо не торгуется, но задаток нужен сразу - 50% от суммы договора. Подписывается договор, отдаются деньги, а наутро контора исчезает навеки вместе с деньгами.
Иногда посредники обманывают по-мелкому, не лишая людей квартир или денег, ограничиваясь небольшим моральным и материальным ущербом. Такие «фирмы» берут за просмотр вариантов небольшие деньги - от 10 до 30 долларов. При этом они могут морочить голову доверчивым клиентам сколько угодно, пока у тех не иссякнет терпение. Они возят их по разным квартирам (многие из которых владельцы и не думают продавать), а при возникновении интереса выставляют такие заведомо невыполнимые условия или цены, что покупатели вынуждены отказаться. «Навар» с каждого клиента, нарвавшегося на такую фирму, составляет до $100. Немного, конечно, зато и расходы минимальные - только на бензин, да и состава преступления нет - пойди докажи, что данную квартиру и не собирались продавать.
А вот случай, приведенный в книге С. А. Романова «Мошенничество в России».
«К владельцу неприватизированной квартиры пришли люди с предложением на очень выгодных условиях взять в аренду так понравившуюся им его квартиру, например, на полгода и по очень высокой цене. Для профессионала это уже звучит подозрительно. Для обывателя - заманчиво. Причем заключается договор, и деньги за полгода выплачиваются сразу. Проявляя «заботу о спокойствии и драгоценном времени хозяина», его просят (доброжелатель498
Ю. Щербатых
но и корректно) дать на время регистрации договора аренды квартиры в жэке паспорт. Получив деньги, он паспорт-то, конечно, даст! Ведь он не может предположить, что заранее подобран похожий на него человек, который с подлинным паспортом приватизирует квартиру, и в течение двух-трех дней она будет продана.
Настоящий хозяин, ничего не подозревая, полгода не интересуется судьбой квартиры, а другой ничего не подозревающий гражданин эту жилплощадь покупает (точнее, оплачивает ее стоимость) и чувствует себя вполне закономерно ее хозяином. Через полгода, по истечении «срока действия договора аренды», является настоящий хозяин. Суд, конечно, будет защищать его права, и квартиру, может быть, возвратят. А что делать тому, кто ее купил?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий