— Ко/да я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, — сказал Шалтай презрительно.
— Воп/юс в том, подчи нится ли оно вам. — сказала Алиса.
— Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шал- тай-Болтай. — Вот в чем во прос!
Л. Кэрролл.
«Алиса в Зазеркалье»
Логика — одна из наиболее древних наук человечества. Еще древние греки обратили внимание на то, что с помощью логических построений можно, с одной стороны, приходить к новым выводам и получать дополнительную информацию, а с другой — вводить людей в заблуждение.
Одна из форм логических умозаключений называется силлогизмом. При этом из двух каких-то суждений с необходимостью выводится третье, новое. Вот, к примеру, классический силлогизм древности, насчитывающий около двух тысяч лет:
Все люди смертны.
Сократ - человек.
Следовательно, Сократ смертен.
166 Ю. Щербатых
Надо отметить, что построение силлогизмов подчиняется строгим и выверенным веками законам, без соблюдения которых легко впасть в логическую ошибку. Возьмем другой силлогизм, в котором нарушены законы логики, и увидим, что из этого выходит:
Древние греки произвели величайшие образцы красноречия. Спартанцы - древние греки. Следовательно, спартанцы произвели величайшие образцы красноречия.
Но данный вывод совершенно не соответствует истине, ибо спартанцы как раз отличались молчаливостью и лаконичностью (кстати, слово «лаконичность» как раз и пошло от названия страны Лаконии, где они обитали). Ложный вывод получился из-за того, что в первом и во втором суждении мы имеем дело с частными не- пересекающимися множествами, из которых нельзя делать нового логически правильного умозаключения.
Или другой пример, где каждое взятое в отдельности суждение вроде бы правильно, а вывод из них оказывается абсурдным:
Кто наиболее голоден, тот и ест больше.
Кто меньше ест, тот наиболее голоден.
Вывод: кто ест больше, тот меньше ест.
Это напоминает детскую песенку:
Кто больше учится, тот больше читает.
Кто больше читает, тот больше знает.
Кто больше знает, тот больше забывает.
Кто больше забывает, тот меньше знает.
Так зачем учиться, тра-ля-ля-ля-ля?!
На самом деле каждый из вышеприведенных парадоксов имеет вполне определенный изъян в своей логической структуре, который без труда обнаружит знаток, но не сразу распознает обычный человек. Самые распространенные способы запутать собеседника — это подменить частные и общие понятия. Вот пример силлогизма, взятый из учебника логики профессора Г. Челпанова, изданного в 1915 году:
Дикари украшают себя перьями.
Дамы украшают себя перьями. Следовательно...
Древние греки были прекрасными мастерами логических построений.
Согласно легенде, при помощи логического силлогизма древнегреческий баснописец Эзоп спас своего хозяина Ксанфа от немиГлава
3. Технология обмана 167
нуемого разорения. Тот в пьяном виде как-то похвастался на спор, что может запросто выпить море, причем он при свидетелях поручился всем своим имуществом. Наутро, протрезвев, Ксанф пришел в ужас от своего безумного пари, и лишь мудрость Эзопа помогла хвастуну выйти из сложной жизненной передряги. Его раб подсказал своему беспутному хозяину, как выпутаться из столь непростой ситуации.
Придя на берег моря, Ксанф зачерпнул полную чашу и на глазах у десятков изумленных зрителей поднес ее ко рту. Потом задумался и переспросил у своего оппонента: «Я должен выпить только море и ничего больше?»
Получив утвердительный ответ, Ксанф задумчиво сказал: «Но ведь в море впадают многочисленные реки и ручьи. Сначала отдели их воду от морской воды, чтобы я не выпил лишнего, и тогда я запросто выполню свое вчерашнее обещание».
Человек, с которым он спорил, немного помялся и ответил, что не может этого сделать. На этом спор и закончился. Местный судья подтвердил, что в нем нет проигравшего. Ксанф сохранил свое имущество.
Легенда утверждает, что знаменитый оратор Демосфен, используя законы логики, говорил так убедительно, что, будучи поверженным на землю своим противником во время спортивных состязаний, смог убедить зрителей, что это он стал победителем схватки. Трудно в это поверить? Действительно. Но можно ли без видимых противоречий доказать, что живой и мертвый - тождественные понятия? Нам это представляется почти невозможным, а вот Демосфен легко справлялся с подобными заданиями.
Полумертвый — то же самое, что и полуживой.
Если половины равны, то равны и целые части. Следовательно, живой равняется мертвому.
Воистину прав был Ларошфуко, утверждавший, что «ум служит нам порою лишь для того, чтобы смело делать глупости». Как бы то ни было, при помощи подобных логических выкрутасов люди, искушенные в логике, могут порядочно «запудрить мозги» неопытному человеку, превратив «черное» в «белое». В качестве иллюстрации приведем случай, произошедший на Сицилии в двадцатые годы XX века.
Один сицилийский мафиози долго ускользал от преследования полиции, которая никак не могла найти против него убедительных улик. Наконец один репортер сфотографировал его на месте преступления, когда он втыкал нож в спину поверженного противника из конкурирующей банды Эта фотография была предъявлена как главное доказательство на суде.
168 Ю. Щербатых
- Мой подзащитный добрейший человек и не может быть убийцей, - парировал все обвинения адвокат.
- А как же фото? - ядовито осведомился прокурор. - Ваш клиент держит в своей руке рукоятку ножа, которым был убит потерпевший, и на этом ноже остались его отпечатки пальцев. Теперь вы не отвертитесь!
- Ну что вы, ваша честь. Он шел мимо и увидел умирающего человека, у которого из спины торчал нож. Мой подзащитный нагнулся, чтобы вытащить нож. В это время его и сфотографировали...
К этому остается добавить анекдот из супружеской жизни.
Муж возвращается утром домой. Тихо открывает дверь, заходит в спальню, снимает брюки, носки, рубаху. Жена просыпается.
- Ты откуда явился?
Муж сразу начинает напяливать на себя одежду:
- Не «откуда», а «куда» - видишь, на работу собираюсь!
Иногда противоречие находится уже в вопросе, но так умело замаскировано, что отвечающий попадает впросак, сразу же начиная мыслить в неверном направлении. Ну вот, например, несложная арифметическая задача для шестого класса. Интересно, за сколько времени вы сможете ее решить?
Сколько на березе яблок, если есть восемь сучков, а на каждом сучке по пяти яблок?
Так, начали умножать? Значит, уже проиграли... Направляющий контекст непроизвольно заставляет главное внимание уделять подсчетам. Этому же способствуют и фразы типа «арифметическая задача», «Интересно, за сколько времени...» и т. п. Все это настраивает на счет, причем быстрый, в то время как в данном случае нужно остановиться и подумать: а могут ли расти яблоки на березе?
Другой вопрос из схожей серии, но уже относящийся к вашему личному опыту: сколько пирожков вы можете съесть натощак?
Подумали? Решили? Обычный путь сознания — лихорадочное прикидывание возможностей своего желудка при поглощения завтрака. На самом деле вся «соль» — в слове «натощак»: ведь уже второй пирожок будет не натощак!
Умение своей изощренной логикой вводить противников в заблуждение особенно присуще представителям некоторых профессий, таким, как адвокаты, прокуроры, следователи и, конечно, профессиональные разведчики. Вот пример, взятый из книги Г. Мейснера «Кто вы, доктор Зорге?»:
Глава В. Технология обмана 169
«В сентябре 1943 года, два года спустя после ареста, суд приговорил Зорге и Одзаки к смерти. Оба подали апелляцию в верховный суд, а Зорге вызвался выступать на этом процессе от своего имени и от имени Одзаки В конце своей многочасовой речи Зорге, как указывается в материалах американской разведки, заявил: «Формулировки японских законов допускают их трактовку в широком плане или буквальное понимание каждой из статей. Хотя утечка информации, строго говоря, и может преследоваться законом, на практике в Японии разглашение секретов неподсудно. Я считаю, что при составлении обвинительного заключения была дана неправильная оценка нашей деятельности и характеру полученной нами информации. Сведения, которые давал нам Вукелич, не имели важного значения и не были секретными. То же самое можно сказать и о Мияги. Что же касается Одзаки и меня, то мы собирали главным образом политическую информацию.
Я получал интересовавшие меня сведения в немецком посольстве, не прибегая к способам, за которые меня можно было бы судить.
Я никогда никого не обманывал и никому не угрожал. Посол просил меня писать для него доклады, и из его личных заметок я черпал нужную информацию. Я вправе был считать, что японское правительство, передав эти сведения немецкому посольству, уже допустило возможность их разглашения».
К сожалению, суд не был беспристрастным. Под давлением немецкого руководства приговор был предопределен заранее. Однако логичность и своеобразная изощренность защиты Зорге произвели на судей большое впечатление.
Использование психологических состояний человека в целях обмана
Жаждущие уши только «пейI* слышат.
Сомалийская пословица
Голодмой куме хлеб на уме.
Русская пословица
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ МОТИВАЦИИ
Для успешного обмана необходимо учитывать желания человека, которого необходимо обмануть. Это напоминает принцип джиу- джитсу: чем сильнее толкает вас ваш противник, тем более мощную силу получаете вы в свои руки при умелом использовании боевого
170 Ю. Щербатых
искусства. Определите, что больше всего хочет человек, и в эти одежды заверните свой обман.
Иллюстрацией этого положения может служить эпизод Северной войны XVIII века, когда Петр I при осаде Нарвы обманул опытного полководца генерала Горна.
Предоставим слово Алексею Толстому:
«Хлеба, пороха и ядер у него (у Горна) было достаточно, но больше всего он надеялся на Шлиппенбаха, ожидавшего подкреплений, чтобы сделать русским жестокий сикурс...
Тогда ночью Меншиков, придя в шатер и выслав всех, рассказал, какую придумал хитрость, чтобы отбить охоту у генерала Горна надеяться на Шлиппенбаха.
В ту же ночь поручик Пашка Ягужинский, выпив стремянную, поскакал в Псков, где находились войсковые склады. Ротные и эскадронные швальни две ночи перешивали и прилаживали кафтаны, епанчи, офицерские шарфы, знамена, обшивали солдатские треухи белой каймой по краю».
Через несколько дней четыре русских полка, переодетых в форму шведской армии, разыграли то, на что так надеялся осажденный Горн, — приход подкреплений Шлиппенбаха. Старый генерал попался на эту удочку и приказал раскрыть ворота, чтобы ударить по русским с тыла. Сам он наблюдал за подходом «подкреплений» с крепостной стены.
«...Но где же сам Шлиппенбах? Еще движение трубой, и Горн увидел, как Маркварт, подскакавший в погоне за Меншиковым к той же кучке офицеров, странно замахал рукой, будто защищаясь от призрака, и попытался повернуть, но к нему подбежали и стащили с седла... На бугор поднимался всадник на большой вислоухой лошади, - знамя склонилось к нему. Это мог быть только Шлиппенбах... Слеза замутила глаз старику Горну, он сердито согнал ее и вжал медный окуляр в глазницу. Всадник на вислоухой лошади не был похож на Шлиппенбаха... Он походил больше всего...
- Господин генерал, измена! - шепотом проговорил адъютант Бистрем.
- Вижу и без вас, что это царь Петр, наряженный в шведский мундир... Прикажите подать мне кирасу и шпагу...»
Иногда какая-то социальная потребность охватывает не одного человека, а целые массы людей, а дальше — совсем по Вольтеру: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Другими словами, всегда находятся ловкие люди, которые эту потребность берутся реализовать. Естественно, не без пользы для себя. Так, в 30-е
Глава 3. Технология обмана 171
годы, когда ореолом романтики были овеяны авиация и полярные исследования, российские донжуаны представлялись девушкам в качестве летчиков или геологов; в 60-е годы - инженерами-атомщиками, а современные ловеласы в беседе с дамами выдают себя исключительно за крутых бизнесменов, как минимум за менеджеров иностранных компаний. Общественные ожидания, как и любой другой спрос, рождают предложение, зачастую не всегда честное...
15 ноября 1962 года главный редактор «Комсомольской правды» получил из Белгорода сенсационное сообщение ТАСС. На спортивных соревнованиях случилось ЧП. У одного из парашютистов раньше времени раскрылся парашют, и он повис на хвосте самолета. Тогда, чтобы спасти товарища, из самолета выпрыгнула девушка, которая сумела зацепиться за стропы его парашюта. Она обрезала их ножом, и парень смог благополучно приземлиться на запасном парашюте. Вслед за ним на землю без проблем опустилась и юная героиня. В момент совершения подвига девушке было всего восемнадцать лет!
По заданию редакции в Белгород тут же отправился сотрудник газеты — брать интервью у смелой парашютистки. Материал о подвиге напечатали почти все центральные газеты. Девушку привезли в Москву, где ей устроили торжественную встречу. Сам Юрий Гагарин прислал приветственную телеграмму. О подвиге доложили тогдашнему вождю страны — Никите Сергеевичу Хрущеву, который приказал наградить парашютистку орденом. Все бы было хорошо, да оказалось, что девушка «забыла» место, где происходили соревнования. «Где-то на Украине», — все, что она могла сказать. Но в доказательство подвига у нее были наградные часы с дарственной гравировкой. Эти часы она показывала секретарю обкома партии. Правда, и часы эти она позабыла взять в Москву из Белгорода. Срочно позвонили в Белгород и приказали явиться в столицу инструктору парашютного спорта вместе с часами.
Наутро приехал видный мужчина, по возрасту годящийся девушке в отцы. Он привез наградные часы с гравировкой. Только вот надпись на них была чуть другая. Обман вскрылся. Оказалось, что у юной «героини» был роман с инструктором. Однажды влюбленные отправились к морю на три недели. На работе же сказали, что едут на соревнования. Для убедительности герой-любовник придумал историю со спасением в воздухе и заказал граверу часы с соответствующей надписью. На родном заводе рассказ о подвиге произвел неизгладимое впечатление. Из заводской газеты информация попала в областную и была замечена корреспондентами центральных
172 Ю. Щербатых
газет и ТАСС. Телеграфное агентство распространило весть о «славном подвиге» на всю страну. В итоге рассвирепевший Хрущев снял с работы завотделом информации «Правды»; досталось и другим журналистам, не проверившим факт удивительного спасения в воздухе перед публикацией.
Известный журналист В. Песков, рассказывая об этом случае, отмечает одно обстоятельство, благодаря которому сомнительный факт «геройства» оказался достоянием гласности и был раздут до всесоюзного масштаба. То было время героев, когда экономические стимулы работали очень слабо и только моральный подъем мог возбудить энтузиазм масс. А когда реальных героев не хватало, их приходилось выдумывать. И тогда желаемое выдавали за действительное. Поэтому когда информация Телеграфного агентства достигла редакций газет, они ухватились за нее как за соломинку. Тут было не до проверки. Главное - молодежь получала пример для подражания. Так ложь попадала на страницы газет и в сознание людей.
С точки зрения психологии аналогичная ситуация описана и в комедии Гоголя. Все чиновники во главе с городничим ждали приезда чиновника из столицы — и первый же хоть чуточку похожий человек был принят ими за ревизора. Сходство было одно - Хлестаков тоже прибыл из Петербурга, но остальное дорисовало воображение.
Стоит немного сказать о психофизиологической сути описанных примеров. В физиологии высшей нервной деятельности есть такое понятие, как доминанта. Это стойкий очаг возбуждения, который, раз возникнув в коре больших полушарий, в дальнейшем как бы «притягивает» к себе другие раздражители. Эту закономерность интуитивно используют грабители.
Например, ограбления квартир бизнесменов могут происходить следующим образом: муж утром уходит на работу, через минуту — звонок, жена думает: наверное, Вася что-нибудь забыл, и. не раздумывая, открывает дверь, а на пороге - вооруженные грабители в масках. Остальное, как говорится, дело техники: золото, бриллианты, валюту, импортную аппаратуру в мешок и ищи ветра в поле. Лучше все-таки, открывая дверь, спросить: «Вась, это ты?», и вещи целее будут, и ваше здоровье не пострадает.
В данном случае после ухода мужа из дома доминантой какое- то время является супруг, и в течение нескольких минут именно с ним и его уходом связаны все мысли, тем более что жизненный опыт указывает на большую вероятность быстрого возвращения из-за забывчивости.
Глава 3. Технология обмана 173
Иногда мошенники сами вызывают у своих потенциальных жертв какую-то сильную потребность и через ее реализацию легко добиваются своих целей. Это прием «вызывания повышенной мотивации». Впервые о конкретном его использовании я услышал около пятнадцати лет назад от знакомого телемастера.
Оказывается, по причине частых перепадов напряжения в нашей электросети в девяти случаях из десяти отказ телерадиоаппаратуры связан с поломкой в блоке питания. Это могут быть нарушение электрического контакта в сетевой вилке, перегорание предохранителя, пробой конденсатора или диода в блоке питания и другие, не столь сложные неприятности, не затрагивающие основную схему телевизора. Поэтому этот мастер, назовем его условно Василий, придя по вызову к клиенту, первым делом осматривал предохранитель и сетевую вилку. Если клиентом была одинокая старушка или домохозяйка, не разбирающаяся в электротехнике, он начинал разыгрывать целый спектакль, направленный на нагнетание психологической атмосферы. Для начала Василий требовал очистить обеденный стол и постелить на него чистую скатерть. Затем он начинал планомерно вытаскивать из телевизора все съемные детали. Радиолампы, съемные блоки, винтики с гайками аккуратно выкладывались рядами перед потрясенной этой процедурой хозяйкой. Вся операция сопровождалась озабоченными комментариями мастера, смысл которых сводился к соболезнованию горю хозяйки, у которой произошел такой сложный и редкий случай поломки телевизора.
Завалив стол деталями, Василий сокрушенно качал головой и говорил, что теперь он отправится на поиски необходимых дорогостоящих комплектующих, которые было трудно найти в эпоху тогдашнего дефицита. Бабулька, перед глазами которой стояли выпотрошенный до основания корпус телевизора и заваленный радио- деталями обеденный стол, начинала слезно упрашивать Василия как -то пособить ей в этом деле. Тот после долгих «размышлений» сообщал, что у него есть нужная деталь, но он уже обещал поставить ее одному клиенту за двадцать рублей. Расстроенная вконец хозяйка предлагала мастеру двадцать пять рублей, и после некоторых колебаний тот соглашался. Он засовывал в телевизор обратно все детали, ставил новый предохранитель (стоимостью двадцать копеек!), и телевизор начинал работать. Избавленная от перспективы обедать на табуретке и смотреть телевизор у соседей, домохозяйка долго благодарила в прихожей своего «спасителя»... Жестоко, не правда ли? Но таких мошенников полным-полно в реальной жизни, и нужно быть готовыми к их интригам.
174 Ю. Щербатых
Недавно газета «Книжное обозрение» рассказала о случае массового обмана, в котором также был использован прием «повышенной мотивации».
Представьте себе, к примеру, что вы - книголюб, собирающий литературу по какой-то конкретной тематике. Да к тому же живете в провинции, так что вынуждены приобретать книги по почте. Оказывается, в этом случае вы попадаете в «группу риска», так как легко можете стать жертвой обмана со стороны мошеннических фирм. В газете «Книжное обозрение» (№ 19,1997) описан механизм такой махинации. Вот что рассказывает в статье «Бойтесь данайцев, дары приносящих» читатель К. Петренко:
«Занимаясь поиском нужных книг, я веду довольно обширную переписку и получаю книги почтой из разных городов. Не так давно мне пришло извещение на почтовую бандероль с наложенным платежом в 27 000 рублей. Иду на почту, оформляю все как положено, плачу деньги и получаю ее.
Обратный адрес - «Крон-Пресс Сервис» — мне незнаком. Но бандероль получена. Дома раскрываю ее и вижу: книжонка о сексуальном воспитании, брошюра аналогичного содержания и прочая ерунда. На упаковке — наклейка с предупреждением: книги можно вернуть в пятидневный срок. Я «уложился» в трехдневный срок и отправил всю эту продукцию обратно, объяснив в письме, что заказов в «Крон-Пресс Сервисе» не делал, и попросил вернуть деньги. Но оттуда, как говорится, ни ответа ни привета. Видимо, «Крон- Пресс Сервис» действует по принципу: курочка по зернышку клюет и сыта бывает... Данная фирма рассылает залежавшийся товар кому только можно. Кто-то «проглотит» сей «дар» молча, а если и вернут - не беда: можно не отвечать - денежки-то получены. Да и возвращенный товар можно еще кому-нибудь послать — опять прибыль».
Оказалось, что подозрения читателя не были лишены оснований. Спустя некоторое время в газету пришло письмо от другого читателя - Р. Кабирова, в котором тот поделился с редакцией подобными же проблемами:
«Получив извещение о книжной бандероли, я обрадовался, т. к. ждал книги изд-ва «Teppa». Но радость моя оказалась преждевременной. Во-первых, мне прислали книги из издательства «Крон- Пресс», хотя я ничего у них не заказывал. Во-вторых, в бандероли были книги, совершенно мне не нужные. Но это еще не все! Под упаковкой бандероли я обнаружил второй слой упаковки! Эти книги уже однажды посылали. В Рязань! Но жительница Рязани оказалась умнее меня и вернула бандероль нераспечатанной... Потра-
Глава 3. Технология обмана 175
ценных денег - 37 000 рублей - не вернешь, но я хочу предупредить других доверчивых книголюбов: получая бандероль с обратным адресом «Крон-Пресс», будьте особенно бдительны. Иначе окажетесь в таком же глупом положении, как ваш покорный слуга».
Из вышеизложенного хочется сделать вывод: если вас обманули один раз, вынудив купить «кота в мешке», не давайте себя обмануть вторично, отправляя залежавшийся товар обратно мошенни кам. Ибо вы не только потратите дополнительные деньги на почтовые услуги, но и дадите возможность «фирмачам» еще раз продать тот же товар, но уже другому человеку. Лучше оставьте эти книги себе на память - возможно, их наличие послужит вам предостережением на будущее!
Наука утверждает, что человек не является чем-то застывшим и стабильным: некоторые философы и психологи говорят, что в при менении к человеку больше подходит понятие «процесс», чем «организм». Ведь под словом «организм» мы понимаем живое существо с определенными признаками: размером, формой, проявлениями жизнедеятельности, ответными реакциями. А разве можно сказать такое о человеке? Его размеры могут меняться от 50 до 180 сантиметров на протяжении его жизни. У него то нет зубов вообще, то их 20 - молочных, то 32 - постоянных, и то не у каждого (у некоторых людей зубы мудрости вообще не прорезаются). Потом зубы опять выпадают, так что к старости люди оказываются в таком же состоянии, как в грудном возрасте.
Да Бог с ними, с зубами! Меняются и другие параметры: давление крови, состав желудочного сока, структура сна, острота зрения и время рефлексов. А как меняют психику человека воспитание и жизненный опыт! С возрастом меняются наши взгляды, реакции, характер эмоций. Но даже если мы возьмем человека в одном возрасте, то увидим, что он снова меняется под действием каких-то событий, а также в зависимости от времени суток или характера питания. Любой чиновник, к примеру, знает, что к начальству лучше ходить после обеда, когда оно добрее. С другой стороны, П. С. Таранов пишет, что «если оживить в человеке значимое для него прошлое, он становится мягче, добрее, податливее. Ностальгия — это пропуск в любую человеческую крепость...»
Соответственно и подверженность человека обману — величина непостоянная, более того - в определенной степени управляемая. Ниже мы рассмотрим случаи обмана, связанные с основными психологическими состояниями человека
Комментариев нет:
Отправить комментарий